Аграрий покупает три крупнейших кирпичных завода в области
Холдинг «Урал-Дон», управляющий более 60 тыс. га пашни в Ростовской области, заходит на строительный рынок. Компания приобретает кирпичные заводы «Комстрой», «Гуковский кирпич» и «Донской кирпич». Их совокупная выручка за 2021 год — 0,8 млрд руб.
Хотя позиции керамического кирпича на строительном рынке России в последние годы слабеют, он уступает место более экономичному газобетону, в ЮФО благодаря большой доле частного домостроения керамический кирпич остается популярным стройматериалом, по итогам 2021 года в округе даже произошел небольшой прирост его производства, отмечает эксперт.
ООО «Холдинг “Урал-Дон”» приобретает контролирующую долю в трех кирпичных заводах в Ростовской области — «Комстрое» (Шахты), «Гуковском кирпиче» (Гуково) и «Донском кирпиче» (Ростов), информацию о сделке подтвердил N основатель и президент холдинга «Урал-Дон» Александр Ярошенко, но до ее завершения отказался давать комментарии.
Сделка происходит поэтапно: в апреле «Урал-Дон» приобрел 33% в ООО «Коммерция», материнской компании трех предприятий, и запросил Ростовское УФАС об увеличении своей доли в ООО «Коммерция» до 94%. В конце мая антимонопольная служба одобрила сделку.
Продавцами выступают предприниматели Михаил Шуменко и Владимир Бронштейн. Связаться с ними на минувшей неделе не удалось.
По оценке N, на основе данных «СПАРК-Интерфакса» все три кирпичных завода, о которых идет речь, по итогам 2021 года заняли первые три места по выручке среди производителей кирпича в Ростовской области. Их совокупный результат составил 802,2 млн рублей, сальдированная прибыль — 809 тыс. рублей.
Крупнейшее из этих предприятий — шахтинский «Комстрой» выпускает до 50 млн штук кирпича в год, мощности двух других заводов — по 36 млн штук кирпича в год. Таким образом, совокупные мощности предприятий составляют 122 млн штук кирпича в год. Согласно данным официальных сайтов, в начале двухтысячных на всех заводах была проведена модернизация.
Холдинг «Урал-Дон» управляет более чем 60 тыс. га земли в Кагальницком, Зерноградском, Сальском, Константиновском и Багаевском районах Ростовской области. Основные направления бизнеса — выращивание зерновых и масличных культур, переработка сельхозпродукции, производство куриных яиц. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка ООО «Холдинг “Урал-Дон”» по итогам 2021 года составила 3,9 млрд рублей (рост на 18% к 2020 году), чистая прибыль — 1,27 млрд рублей (рост на 44%). У основателя холдинга Александра Ярошенко есть опыт работы в других сферах: в одном из интервью N он рассказывал, как в начале девяностых основал кооператив, который занимался дорожным строительством, управлял нефтебазами, успел поработать в партнерстве с «ЛУКОЙЛом», строил собственные АЗС, которые впоследствии продал ВИНКу и после этого занялся сельским хозяйством.
— В 2018-2021 гг. на рынке керамического кирпича наблюдалась разнонаправленная динамика. Максимальный объем потребления был зафиксирован в 2019 году (5697 млн усл. кирпичей), после чего объемы рынка постоянно снижались, — отмечает Екатерина Колина, исполнительный директор IndexBox. — Несмотря на высокую строительную активность в 2021 году и ажиотажный спрос на строительные материалы, объем рынка керамического кирпича в 2021 г. снизился на 5,2%. Причиной является продолжающаяся тенденция на вытеснение керамического кирпича газобетонными блоками на рынке строительных материалов не только в сегменте частного домостроительства, но и в многоэтажной жилой застройке. Несмотря на лучшие технические характеристики керамического кирпича, газоблоки ниже по стоимости и выше по скорости строительства.
По прогнозу IndexBox, в 2022 году объем рынка керамического кирпича продолжит снижаться (до 8% к уровню 2021-го) в условиях замедления строительной активности во второй половине года. Г-жа Колина отметила, что импорт на рынке керамического кирпича практически отсутствует, а на экспортные поставки в среднем приходилось от 7% до 9% от объемов производства.
В то же время в отличие от снижения спроса на керамический кирпич в целом по России в 2021 году в ЮФО наблюдалась положительная динамика (+0,7% к 2020 году). Екатерина Колина объявляет это значительной долей малоэтажного строительства в округе, а также высокой популярностью керамического кирпича как строительного материала в частном домостроении.
Сегодня ЮФО находится на 3-м месте по объему потребления керамического кирпича среди прочих федеральных округов: в 2021 году на него пришлось около 15% всего объема потребления (719,8 млн усл. кирпичей), при этом доля ЮФО в последние годы постепенно увеличивается.
В Alto Consulting Group представили несколько другие цифры, по их данным, в 2021 году в России керамического неогнеупорного строительного кирпича было выпущено на 1,1% больше, чем за 2020 год, и по итогу года объем производства составил 5286,9 млн условных кирпичей. ЮФО в 2021 году занял третье место среди федеральных округов по производству кирпича керамического неогнеупорного строительного, доля ЮФО в общем объеме производства составила 12,97%.
В январе — марте 2022 года в России было выпущено на 76,4% меньше кирпича, чем за аналогичный период 2021 года. В Южном федеральном округе было выпущено на 23,6% меньше кирпича, чем за аналогичный период 2021 года.
У Александра Ярошенко уже есть опыт старта в бизнесе, который переживает не лучшие времена. Вот что он рассказывал N о том, как пришел в сельское хозяйство в середине нулевых: «Сельское хозяйство на тот момент было черной дырой. Я начал выяснять цены на сельхозпродукцию. Колхозники отдавали зерно за копейки и разорялись, а у трейдеров, ворочавших миллионами тонн, маржа была 100%. На этом все нынешние агрохолдинги и выросли. В 2005 году я продал половину нефтяного бизнеса и вложил в землю. Один колхоз, который со мной не рассчитался, тогда банкротился. Я приобрел лишь одно его отделение, где было 2 тыс. га земли. Через два года сельхозбизнес начал приносить мне доход больше, чем нефтяной бизнес».
В прошлом году в связи с ограничениями на экспорт сельхозпродукции, которые привели к снижению маржи, несколько участников сельхозрынка занялись диверсификацией бизнеса. Например, основатель и гендиректор крупного донского производителя зерновых и масличных ООО «Рассвет» Сергей Авакян рассказывал N об инвестициях в суперинтенсивное садоводство с ориентацией на импортозамещение. Сельскохозяйственная группа «Светлый» и экспортер масличных «Агропрайм» независимо друг от друга приняли решение строить маслоэкстракционные заводы. Возможно, для «Урал-Дона» покупка кирпичных заводов тоже способ уйти от ограничений. Как писал N, в марте прошлого года Александр Ярошенко оценил потери аграриев от введения пошлин в $ 35 с тонны пшеницы.