Крупный донской дорожник купил в Турции асфальтобетонный завод
Подрядчик крупнейших в Ростовской области дорожных проектов АО «Донаэродорстрой» (входит в группу «Дон») возводит собственный асфальтобетонный завод, продукция которого будет использована для ремонта трассы М-4 «Дон» в Миллеровском и Чертковском районах. Оборудование приобретено в Турции в этом году за 210 млн рублей. За последние пять лет компания АО «Донаэродорстрой» успела взять в лизинг более 250 единиц техники. Эксперт в сфере лизинга полагает, что за 10 лет крупные дорожники и сельхозпроизводители обеспечили себя необходимым для ритмичной работы запасом импортной техники и оборудования. Сейчас поставки такой техники остановлены, и рынок не ждет их скорого возобновления.
Компания «Донаэродорсрой» возводит асфальтобетонный завод недалеко от Миллерово. Монтаж идет на площадке, где уже возведен целый городок дорожников: еще один асфальтобетонный завод, склады щебня и песка, битумохранилище, автобаза. Для рабочих строится модульное общежитие. Продукция завода будет использована для ремонта участка трассы М-4 в Миллеровском и Чертковском районах Ростовской области (819-860-й км), который начнется в апреле.
Завод E-MAK был приобретен в Турции в этом году. Покупка, как сообщили корреспонденту N, обошлась в 210 млн рублей. Это, как пояснили в компании, один из самых современных комплексов. В России подобный есть еще в Казани. При необходимости завод можно демонтировать, перевезти и собрать в другом месте. Для релокации достаточно месяца, а обслуживать завод будут около 10 человек: ИТР, операторы, механики, слесари-ремонтники.
Предприятие рассчитано на круглосуточную загрузку с производительностью 240 тонн в час.
Битум завезут из соседних регионов, а песок и щебень у подрядчика свои. Как писал N, летом прошлого года группа «Дон» на 20% увеличила объемы производства щебня и щебеночно-песчаных смесей. В 2020 году компания запустила в эксплуатацию новый карьер стоимостью 200 млн руб.
В прошлом году «Донаэродорстрой», согласно данным «СПАРК-Интерфакса», стал третьим по величине подрядчиком минтранса Ростовской области, заключив контракты на сумму 2,85 млрд руб. На первом месте «Т-транс» (11,37 млрд руб.), на втором — ГУП РО «Ростовавтодор» (6,1 млрд руб.).
Деятельность крупнейших дорожных подрядчиков серьезно зависит от импортной дорожной техники и оборудования.
У «Т-транса», по данным «СПАРК-Интерфакса», сейчас 86 действующих лизинговых договоров, у ГУП РО «Ростовавтодор» — 63 (75 с учетом исполненных), а у «Донаэродорстроя» — 257 (323 с учетом исполненных).
Менее зависимо от импорта ГУП РО «Ростовавтодор», которое берет в лизинг дорожные катки Рыбинского завода дорожных машин.
Наиболее значительная часть импортной техники в лизинге у «Донаэродорстроя». Ее крупнейший лизингодатель — «Вольво Финанс Сервис Восток», с которым заключено 105 договоров со сроком исполнения в течение 2023-2024 годов.
На вопросы о влиянии нынешней ситуации на бизнес в «Донаэродорстрое» обещали ответить позднее.
Руководитель компании «МСБ-лизинг» Роман Трубачев считает, что проблем с исполнением действующих лизинговых договоров у дорожников возникнуть не должно.
— Курсовых рисков здесь нет, так как после 2014-2015 гг. обязательств в иностранной валюте у лизингополучателей практически не осталось. После 2008 года, по различным оценкам, доля валютных обязательств перед западными лизингодателями сократилась с 70% до 30%, а после 2014 года — практически до нуля, все перешли на рубли. Риски изъятия техники минимальные. Погрузчики, грейдеры, катки и тому подобная техника — это не самолеты, которые летают по всему миру. Российское законодательство довольно серьезно защищает права получателей лизинга. Даже в редких случаях изъятия техники и ее продажи лизингополучатель имеет право на возврат части оплаченной им стоимости. Другое дело, что поставок новой американской и европейской дорожной техники в ближайшие годы ждать, видимо, не стоит. Это дорогая, но очень хорошая техника, и условия ее лизинга у дочерних западных компаний были очень привлекательными. Заместить ее китайской и азиатской будет непросто. Процедуры китайских банков и других контрагентов, насколько я знаю, весьма и весьма затруднительны в настоящий момент.
За последние 10 лет наши дорожные и сельскохозяйственные компании существенно обновили парк своей техники. Так что запас прочности есть. Надеюсь, что его хватит, чтобы пережить нынешний кризис. Очевидно, что будет расти рынок запчастей. Вижу, как бизнес активно ищет пути их доставки.
Из угроз, связанных с импортной техникой, один из участников рынка назвал возможность отказа ее производителей от софтверной поддержки сервиса. С этим, кстати, уже столкнулись владельцы некоторых импортных машин в ходе ТО, которое осуществляется дилерами зарубежных брендов. Диагностика современных машин, как правило, осуществляется автоматизированно, с помощью компьютерных программ. Один из банков недавно посоветовал клиентам временно отключить обновление ПО на личных компьютерах. Переход экономической войны в такую стадию, вероятно, может привести к более тяжелым последствиям для мировой экономики.
Пока же наблюдается стремление бизнеса переждать смутное время, находя возможности для самосохранения.
Вот как оценивают текущую ситуацию в «Дойче Лизинге». Это, кстати, один из лизингодателей «Донаэродрстроя»: «Пандемия коронавируса, а также украинский кризис сильно бьют по цепочкам поставок. Когда поставщики терпят неудачу, производственные линии останавливаются, и такие продукты, как автомобили, не могут быть произведены до конца. Многие компании затем вынуждены прекратить свое производство. Это затрагивает не только крупных автопроизводителей, таких как Volkswagen, но и многочисленные средние компании. Так будет ли перемещение продуктов, также известное как nearshoring? Однозначно да. Пандемия коронавируса и множество глобальных трений привели к переосмыслению деятельности компаний и правительств».
Nearshoring — это практика использования рабочей силы и компаний (аутсорсинг) в сопредельных странах.