Сливают бензин
Ростовская «Ассоциация Прогресс», управляющая крупнейшей независимой сетью АЗС в Ростовской области, продала 5 своих автозаправок «ЛУКОЙЛу» и рассматривает возможность продажи еще трех. В компании оптимизацию заправочного бизнеса объясняют потребностью инвестировать в другие направления.
Бизнес АЗС низкомаржинален — это отмечают и вертикально интегрированные компании, и небольшие игроки. ВИНК и в этих условиях развивают франчайзинговые проекты, чтобы снизить затраты на содержание розницы. В «Прогрессе» соглашаются, что франчайзинг позволяет нарастить продажи, но высокие риски ведения бизнеса сохраняются: прибыльность меняется непредсказуемо, бизнес «не до конца прозрачен».
— Мы продали «ЛУКОЙЛу» около 5 объектов — в районе улиц Привокзальной, Курчатова, в Александровке, — рассказал корреспонденту N Александр Минко, заместитель гендиректора «Ассоциации Прогресс». — Сегодня мы предложили на рассмотрение «ЛУКОЙЛу» еще 3 объекта — либо это будет франшиза, либо продажа, если обе стороны устроят условия.
«Ассоциация Прогресс» управляет крупнейшей независимой сетью АЗС в Ростовской области под брендом «Прогресс», по данным г-на Минко, сейчас в нее входит около 40 АЗС. Ранее заправки сети располагались не только в Ростовской области, но и в Краснодарском и Ставропольском краях, на минувшей неделе географию ее распространения уточнить не удалось. Три года компания сотрудничает с «ЛУКОЙЛом» по франшизе — сегодня под этим брендом работает одна заправка на улице Штахановского.
— Плюсы сотрудничества по франшизе в том, что «ЛУКОЙЛ» — узнаваемый бренд, потому реализация на заправке под этим брендом увеличивается в 3,5–4 раза, — говорит собеседник N. — Плюс поставку топлива до АЗС и его контроль осуществляет «ЛУКОЙЛ». Помимо этого мы включены в его информационную систему, у нас проводятся все акции для привлечения клиентов. В то же время мы несем на себе все риски — обеспечиваем пожарную безопасность, сохранность имущества, промбезопасность. Кроме того, работа по франшизе требует довольно больших первоначальных вложений — несколько миллионов рублей, чтобы провести ребрендинг. Но опыт трехлетней работы показывает, что за 1,5–2 года вложения окупаются и заправка приносит хороший доход.
Собеседник N отметил, что продажа заправок «ЛУКОЙЛу» происходит потому, что собственники «Ассоциации Прогресс» хотят оптимизировать заправочный бизнес: — Сейчас собственники вкладываются в другие направления, идет перераспределение средств.
В «ЛУКОЙЛе» на минувшей неделе не ответили на запрос N.
Любопытно, что желание оптимизировать автозаправочный бизнес разделяют и ВИНКи. В апреле этого года в интервью «Коммерсанту» директор по региональным продажам «Газпром нефти» Александр Крылов рассказал о новом франчайзинговом проекте — сети партнерских АЗС «ОПТИ» — и пояснил, что подвигло «Газпром нефть» к его реализации: маржинальность топливной розницы крайне низка во всем мире, центром прибыли становится ретейл на АЗС, ориентиром для «Газпром нефти» является мировая практика, согласно которой крупные нефтяные компании выходят из розничного бизнеса и занимаются оптом, но продают франшизу и управляют розничными брендами, как, например, в США. По словам г-на Крылова, в «Газпром нефти» ожидают, что партнерская модель позволит компании сократить эксплуатационные издержки, увеличить прокачку и получить доход. «По нашим прогнозам, сеть «ОПТИ» к 2021 году вырастет до 1 тыс. станций», — уточнял г-н Крылов в интервью.
По условиям сотрудничества АЗС, перешедшая под бренд «ОПТИ», реализует только фирменное топливо «Газпром нефти», получает от партнера в пользование ITплатформу по управлению АЗС, помощь в развитии нетопливного бизнеса, сообщается на сайте «ОПТИ». Стоимость франшизы состоит из паушального взноса в размере 50 тыс. рублей, инвестиций в ребрендинг — от 2,5 млн до 3 млн рублей, постоянного роялти — от 25 тыс. рублей в месяц, переменного роялти — от выручки — от 0,5%. По данным «Газпром нефти», благодаря поддержке сильного бренда после подключения к сети «ОПТИ» среднесуточная прокачка на АЗС партнеров показывает в среднем двукратный рост.
На сегодня сеть «ОПТИ» включает 50 АЗС, в том числе три точки в Ростовской области, которые открыла ростовская ГК «Омнитрейд». В компании отказались от комментариев, уточнив лишь, что в ближайшем будущем сократят количество заправок «ОПТИ» до одной, остальные перейдут под бренд Shell. «Омнитрейд» развивает свою сеть под этим брендом с 2014 года, за это время она выросла с 34 до 109 АЗС в Ростовской области и Краснодарском крае.
— Мы занимаемся автозаправочным бизнесом больше 20 лет, сложность его в том, что он очень цикличен — до определенной степени маржинальность растет, потом начинает резко падать, — отметил Александр Минко в беседе с N. — Часто причина не столько в экономических вопросах, не в стоимости доллара или цены на нефть, сколько в политических решениях. Поведение крупных нефтяных компаний, от которых зависит наш бизнес, мы зачастую понимаем только по прошествии какого-то времени. Этот бизнес не до конца прозрачен. Поэтому мелкому и среднему бизнесу приходится тяжело. Тут может быть хорошая маржинальность, но при этом отсутствие продукта. Или наоборот — продукта валом, а наценки нет. К тому же раньше мы активно работали с бюджетными заказчиками — региональными и федеральными. Но в какой-то момент федеральные заказчики плавно перетекли в «РОСНЕФТЬ», а местные плохо платежеспособны. У этого бизнеса были хорошие времена, сейчас — не очень.
Ранее в компании сообщали N, что помимо автозаправочного бизнеса в составе «Ассоциации Прогресс» — 3 сельхозпредприятия, ТЦ «Прогресс», 5 разнонаправленных рынков, 2 аквапарка, теплица в Аксайском районе (ООО «Солнечное») и 2 охранных предприятия. Консолидированную выручку компания не раскрывает.