«Билет на войну»?
Столичный авиахолдинг «НОВАПОРТ» приобретает 52,4% акций ростовского аэропорта у «ГРУППЫ АГРОКОМ». В некоторых федеральных СМИ покупку назвали «билетом на войну» с областным Минимуществом и «РЕНОВОЙ», которые совместно реализуют проект по строительству аэропорта Южный в Ростовской области. Минимущество в интересах этого проекта сейчас пытается установить контроль над ростовским аэропортом. Эксперт считает, что новый собственник либо перепродаст акции по выгодной цене «РЕНОВЕ», либо вместе с нею примет участие в застройке 400 га территории ростовского аэропорта после того, как он будет закрыт.
Владелец «Новапорта» Роман Троценко традиционно назывался главным претендентом на пакет акций аэропорта, принадлежавший «ГРУППЕ АГРОКОМ». Он оправдал ожидания. Приобрел ли он контрольный пакет или только блокирующий, видимо, вскоре определит Высший арбитражный суд, рассматривающий иск Минимущества к ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону». Фото ИД «Коммерсантъ». На минувшей неделе авиахолдинг Романа Троценко «НОВАПОРТ» заявил о приобретении 52,4% акций ростовского аэропорта у «ГРУППЫ АГРОКОМ» Ивана Саввиди. Таким образом ростовский бизнесмен выходит из конфликта с областным Минимуществом за контроль над предприятием. Министерство уже в трех инстанциях оспорило право «ГРУППЫ АГРОКОМ» голосовать всем пакетом. Если и Высший арбитражный суд поддержит его позицию, то пакет, приобретаемый г-ном Троценко, сократится до 33,7% голосующих акций. Но, возможно, у «НОВАПОРТА» найдутся более убедительные аргументы для суда, чем у «ГРУППЫ АГРОКОМ».
Президент компании «РОСНЕФТЬ» Игорь Сечин (слева) и губернатор Василий Голубев подписали на форуме в Сочи договор о сотрудничестве. Проинформировал ли г-н Сечин губернатора о желании своего советника Романа Троценко купить акции ростовского аэропорта и как к этому отнесся г-н Голубев, официально не сообщалось. Фото donland.ru.
На минувшей неделе, 2 октября, агентство «АвиаПорт» сообщило о том, что «НОВАПОРТ» приобрел контрольный пакет — около 52,4% акций — ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» у «ГРУППЫ АГРОКОМ».
— Мы подтверждаем информацию о приобретении пакета акций, но пока от комментариев воздерживаемся, — заявила представитель «НОВАПОРТА» Ольга Трапезникова.
В «ГРУППЕ АГРОКОМ» от комментариев отказались, как и председатель совета директоров ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» Олег Чернов.
— «ГРУППА АГРОКОМ» выходит из объекта, за который идет война. Сценарий совместного с «НОВАПОРТОМ» управления этим активом «АГРОКОМом» не обсуждается, — говорят в одном из источников, осведомленных о ходе переговоров. — Говорить, что цена ниже рынка, мы бы не спешили, поскольку это комплексная сделка и подвести итоги можно будет только после окончательных расчетов.
Контроль над аэропортом является предметом спора «ГРУППЫ АГРОКОМ» с Минимуществом Ростовской области. В суде Минимущество оспаривает право группы голосовать всем пакетом, куда входят и привилегированные акции. Устав ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» позволяет такое голосование при определенных условиях — если общество не выплачивает дивиденды. 24 сентября кассационный суд поддержал мнение двух предыдущих инстанций и обязал аэропорт выплатить дивиденды. Тогда же гендиректор «ГРУППЫ АГРОКОМ» Сергей Сапотницкий заявил N, что будет подана надзорная жалоба в Высший арбитражный суд РФ.
Если Минимущество добьется своего, пакет голосующих акций, принадлежавший «ГРУППЕ АГРОКОМ», сократится с 52,34% до 33,7%, а пакет Минимущества, наоборот, вырастет с 38% до 50,7%.
Установление контроля властей над аэропортом — условие сотрудничества с «РЕНОВОЙ». По соглашению с областными властями компания вложит 12 млрд рублей в строительство аэропортового комплекса Южный в станице Грушевской. «РЕНОВА» готова внести свою часть при условии передачи контроля над ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» и аэродромным комплексом, который оно эксплуатирует, совместному предприятию, созданному «РЕНОВОЙ» в партнерстве с областным правительством, где «РЕНОВА» будет владеть пакетом в 75% минус одна акция. Установив контроль над ростовским аэропортом, «РЕНОВА» может получить карт-бланш на застройку 400 га, которые он занимает, после того как аэропорт Южный будет запущен, а ростовский — закрыт.
Представитель УК «Аэропорты Регионов» (авиахолдинг «РЕНОВЫ») Евгений Красиков на прошлой неделе сообщил, что комментировать сделку «ГРУППЫ АГРОКОМ» и «НОВАПОРТА» пока рано — нужно разобраться в ситуации.
Замглавы областного Минимущества Николай Толмачев заявил, что комментировать нечего: «Наши источники тот факт, что сделка состоялась, пока не подтверждают».
Иван Саввиди в течение этого года не раз заявлял о планах продать свой пакет акций одному из крупных авиахолдингов в связи с давлением, оказываемым на его бизнес. Продавать его «РЕНОВЕ» он отказывался, называя цену предложения «ничтожной». С середины сентября акции аэропорта, принадлежавшие структурам «ГРУППЫ АГРОКОМ», были переведены на офшоры. Как теперь становится ясно, таким образом был дан старт сделке с «НОВАПОРТОМ».
Эта ситуация напоминает историю, происшедшую в начале нулевых во время войны за «Тагмет» между тогдашним его владельцем Сергеем Бидашем и столичной компанией «Альфа-Эко» («Альфа Групп»). Не сумев противостоять сильному игроку даже путем создания коалиции акционеров, Сергей Бидаш продал свой пакет столичной группе «МДМ», чьи весовая категория и административный ресурс были сопоставимы с «Альфа Групп». Верх в противостоянии взяла «МДМ», впоследствии продавшая Дмитрию Пумпянскому свои трубные активы, объединенные в Трубную металлургическую компанию.
Холдинг «НОВАПОРТ» принадлежит группе AEON Corporation Романа Троценко, который по совместительству является советником президента компании «РОСНЕФТЬ», и инвесткомпании Meridian Capital. Под управлением холдинга находятся аэропорты Новосибирска, Барнаула, Томска, Читы, Челябинска, Астрахани и Волгограда.
— Как будут дальше строиться взаимоотношения собственников ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» — вопрос, — отмечает руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. — «НОВАПОРТ» может попытаться продать акции структурам «РЕНОВЫ» с выгодой для себя либо другим образом капитализирует этот пакет, например приняв участие в застройке территории после того, как ростовский аэропорт будет закрыт.
Смена собственника ростовского аэропорта вряд ли отразится на реализации проекта аэропорта Южный, считает г-н Пантелев:
— «РОСНЕФТЬ» недавно получила право строить топливозаправочный комплекс в Южном. С учетом того, что «РОСНЕФТЬ» и «НОВАПОРТ» в каком-то смысле близки — Роман Троценко является советником президента «РОСНЕФТИ», — можно сделать вывод, что с его стороны проекту ничего не угрожает.
По мнению политтехнолога Владислава Волкова, продажа акций «НОВАПОРТУ» не несет характер политической манифестации:
— Этот шаг в первую очередь обусловлен экономическими причинами. А доставить дискомфорт властям — приятное дополнение. Сейчас вообще преувеличена степень политической заинтересованности Ивана Саввиди. Мне кажется, он хочет спокойно работать, делать свои дела, как он их понимает. А ему мешают, ему приходится реагировать. При этом человек, успешный в бизнесе, не обязательно будет талантливым политиком. Иван Саввиди — часть истории, он вырос совсем в другой атмосфере — и политической, и бизнесовой. Его методы родом из девяностых, это его уязвимое место. А сейчас, посмотрите, у нас в половине страны торжествует чубайсовский менеджмент, у которого морали — как у хорька, а в другой части страны — силовой. Понятно желание г-на Саввиди уйти от этого. Не думаю, что с Иваном Саввиди будут бороться нечестными нерыночными методами, все будет идти более или менее ровно, никто в Ростовской области не заинтересован в повышении уровня напряженности или количества негативных публикаций в СМИ. По крайней мере, будет сделана хорошая мина.