Риэлтор или экскурсовод?
Денис Вакула:
— В прошлом году я решал жилищный вопрос: продавал квартиру в старой «панельке», покупал в новостройке. Разумеется, не обошлось без услуг риэлторов. Профессиональный уровень сотрудников, эффективность работы, наконец деловая чистоплотность — по всем этим критериям ни одна из компаний до оценки «отлично» не дотянула. Пришлось сменить 8 фирм — для Ростова, считаю, приличная выборка.
Квалификация большинства рядовых сотрудников — тех, что принимают звонки и подбирают варианты, — увы, ниже всякой критики. В народе их уже окрестили экскурсоводами. Все, на что можно рассчитывать, — встретят в оговоренном месте, подпишут договор и покажут квартиру. При этом если вы ищете трешку, могут вызвать на осмотр двушки, ищете не ниже пятого этажа — предложат на первом и т. д. Конечно, я просил записать критерии искомого жилья. Бесполезно. В ответ на упреки чаще всего — молчание. В конце концов я понял. Процент за реализованную сделку наверняка предусмотрен. Но сделки редки, а от сотрудника, видимо, требуют некий минимум показов. Вот и стараются показать как можно больше. Через неделю-другую поисков вас наверняка поведут по кругу: база продавцов одна на всех (не считая продавцов на т. н. эксклюзивных условиях). Возможно, на такую работу не нужны люди с красными дипломами и золотыми мозгами. Но планку требований, по-моему, стоило бы поднять. В одном из агентств на просьбу дать адрес электронной почты мне начали диктовать: «Вэ-вэ-вэ, точка…». В другом (входящем в тройку крупнейших) предложили «немножко наказать жадного покупателя»: «Накинете 50 тысяч, мы клиента уболтаем, а потом «хвостик» поделим». Открытым текстом с корпоративного номера. Весьма неоднозначна, на мой взгляд, практика получения процента с продавца жилья. Такая практика закрепилась в Москве и Питере. Но в Ростове пункт этот, что называется, опционный: продавцу за обязательство не сотрудничать с другими риэлторами (что приемлемо) и плату в размере до 4% от суммы проданного жилья (что, на мой взгляд, дорого) предлагаются «эксклюзивные условия продвижения»: размещение информации на главной странице сайта и в листовках, обещание «предлагать ваш вариант в первую очередь». Стоит ли говорить, что после знакомства с низкоквалифицированными сотрудниками ни к каким эксклюзивным отношениям душа уже не лежит. Отказ от эксклюзива никаких ощутимых последствий не влечет. Правда, в одном агентстве это привело к тому, что моя квартира в разделе продаж появилась лишь через двое суток после обращения — и почему-то с наценкой в 30 тысяч (в чем я совершенно не был заинтересован: спрос и без того был слабый).
Финал такой. Фирма, в которую я обратился, передала меня другому агентству, у которого был клиент, искавший квартиру на моей улице (обычная практика, прибыль в этом случае делится риэлторами).
Отмечу отдельно: от покупки вторичного жилья я отказался в немалой степени из-за того, что выложить круглую сумму за услуги описанного качества у меня попросту не поднялась бы рука. Клиентам риэлторов совет такой: старайтесь добраться до сотрудника, который допущен к оформлению сделок. Сэкономите и время, и нервы. В каждой компании таких спецов лишь несколько, случается — двое-трое на весь штат, к ним от «экскурсоводов» стекаются варианты с высокой вероятностью заключения сделки (на стадии «покупатель и продавец договорились»). Увы, судя по моему опыту, только на этой стадии в большинстве компаний начинается подробная проверка документов. Так что истории, когда назавтра можно бы оформить куплю-продажу, но вдруг выясняется, что документы не в порядке, далеко не редкость. В моем случае пришлось срочно оформлять план квартиры по новому образцу.
Руководителям бизнеса помимо пожелания повысить уровень рядовых сотрудников я бы посоветовал снизить аппетиты на стоимость эксклюзивного договора. Ведь большинство продавцов все равно отказывается платить. Да и продавать эту услугу де-факто некому.