Крупный автодилер смотрит в сторону Китая
Крупный автодилер «ААА моторс» переформатирует свой портфель брендов, пополнив его китайскими марками автомобилей JAC, Chery, OMODA, Changan. Машины китайских брендов занимают в салонах место ушедшего с российского рынка почти в полном составе европейского автопрома. Ситуация на рынке остается довольно тяжелой, говорят дилеры.
Запасы новых автомобилей ушедших зарубежных брендов еще есть, но ясности по поставкам на ближайшее время нет, отмечают участники авторынка. В условиях нестабильности дилеры трансформируют бизнес и экспериментируют с новыми форматами.
«ААА моторс» пополнил свой портфель брендов, став официальным дилером китайских марок автомобилей JAC, Chery, OMODA, Changan. За последние три месяца «ААА моторс» открыл четыре автосалона JAC и OMODA в Воронеже и в Ростове-на-Дону, один автосалон Chery в Ростове-на-Дону. В январе этого года компания планирует начать продажи Changan. Машины китайских брендов заняли в салонах место ушедшего с российского рынка почти в полном составе европейского автопрома. Для размещения автомобилей «ААА моторс» использует уже существующие торговые площади. Строить новые салоны нет необходимости, так как после ухода европейских брендов свободных торговых площадей достаточно, рассказывает управляющий «ААА моторс» Павел Жирнов:
— Мы насыщаем ассортимент. Переформатируем портфель. К концу декабря мы выдали более 150 автомобилей новых марок. Этого мало, но тренд хороший — интерес у клиентов есть. Популярностью пользуются практичный JAC Т6 и JS4, яркая OMODA C5 и проверенный Chery Tiggo 7.
После ухода европейских брендов многие российские автодилеры посмотрели в сторону китайского автопрома. Павел Жирнов отмечает, что марки из КНР наиболее перспективны для сегодняшнего рынка, давно перестали быть копиями европейских моделей и отличаются высокой технологической продвинутостью. Китайский автопром массово переходит на использование модульных платформ, имеющих ряд преимуществ перед европейскими, а в сфере цифровых технологий обгоняет своих европейских учителей, говорит собеседник N:
— Мы не случайно выбрали именно эти марки. JAC — это партнер КамАЗа. Компания серьезно нацелена на наш рынок не только с точки зрения продажи, но и производства автомобилей. Chery — наиболее активный игрок из КНР на нашем рынке с давних времен, а OMODA — его новый суббренд. Компания со своими суббрендами планирует занять до 20% российского рынка продаж новых легковых автомобилей уже в 2023 году. Changan — крупная государственная компания КНР. За последний год сильно обновила свой модельный ряд и в следующем году собирается активно выходить на наш рынок.
«ААА моторс» активно ведет переговоры и с другими азиатскими марками, перспективными для российского рынка, однако сложной остается логистика автомобилей из-за границы, отмечает собеседник N. Перемещение по железной дороге сильно ограничено ее пропускной способностью. А морские перевозки ограничены санкционным давлением.
— Китайские производители сталкиваются с серьезными сложностями в этом направлении. Мы надеемся, что в 2023 году нашим коллегам удастся хотя бы частично решить эти сложности. В свою очередь мы как дилер налаживаем логистику в рамках параллельного импорта. У нас получается решать вопросы доставки гораздо проще, чем у производителя, в связи с несравнимо меньшими объемами перевозки.
Объем текущих вложений в запуск новых брендов «ААА моторс» сейчас не раскрывает. Китайские партнеры сегодня формируют и обновляют стандарты работы с дилерами, поэтому размер капитальных вложений станет понятен в первом полугодии 2023 года, отмечает Павел Жирнов.
Оценивая ситуацию на авторынке, управляющий «ААА моторс» описывает ее одним словом — хаос. Причем хаос по всем направлениям — параллельный импорт, дистрибьюция, производство:
— Параллельный импорт декларативно разрешен, однако реально возможен только для физических лиц. Если говорить о дистрибьюции — есть несколько проектов ввоза перспективных брендов, однако по уровню организации они недотягивают до ушедших европейских партнеров. Существуют проблемы в логистике и финансировании. На оставшихся заводах налаживается сборка моделей из КНР, но без единой стратегии и понимания, что нужно нашей стране с учетом ее особенностей: инфраструктуры, климата и расстояний. Это нормально для обстоятельств, в которых оказалась автомобильная отрасль, когда разрушены старые нормы и правила, а новые еще не созданы. Любой фазовый переход сопровождается хаосом. Мы сохраняем уверенность в восстановлении российского автобизнеса и именно поэтому инвестируем во взаимодействие с новыми партнерами.
По данным «Автостата», продажи новых легковых автомобилей в январе — июле в Ростовской области снизились на 9,4% и составили 21,2 тыс. единиц. В России рынок сократился сильнее — на 12,8% (754,8 тыс. единиц).
Китайские марки показали разную статистику. За 11 месяцев 2022 года в Ростовской области была продана 1000 новых легковых автомобилей Chery, 76 — Changan, 47 — JAC, 3 — OMODA. По сравнению с аналогичным периодом 2021 года продажи JAC выросли на 68%. Сhery и Changan, наоборот, упали на 12% и на 22% соответственно. OMODA в донском регионе ранее не продавалась.
Напомним, о приостановке поставок в связи с проведением военной операции на Украине, нарушением логистических цепочек и сложностью доставки комплектующих объявили целый ряд автобрендов: Renault, Audi, Volvo, Volkswagen, Suzuki, Bentley, Lexus, Skoda, Honda, Mazda, Porsche, Citroen, MercedesBenz, Geely, Jaguar, Land Rover. MercedesBenz остановил свой завод в Подмосковье, а BMW — в Калининградской области. Автозавод Toyota в Петербурге ушел в простой в марте. Приостановил работу и завод концерна Stellantis в Калуге, где выпускают машины Peugeot, Citroen и Opel. Завод Nissan в Петербурге долгое время простаивал, в ноябре перешел в собственность подведомственного Минпромторгу ФГУП «НАМИ», но пока не заработал.
В конце марта правительством РФ был легализован параллельный импорт для удовлетворения спроса на востребованные зарубежные товары, в число таких товаров были включены и автомобили, однако наладить параллельный импорт и завозить машины в прежнем объеме получается не у всех.
Ситуация на рынке остается довольно тяжелой, говорит руководитель отдела продаж автоцентра «Гедон» Виталий Шуляков. Запасы новых автомобилей ушедших зарубежных брендов еще есть, но ясности по поставкам на ближайшее время нет:
— Мы надеемся на скорое улучшение. Автоцентр «Гедон» активно прорабатывает логистические цепочки по поставке новых электромобилей Volkswagen из Китая.
После того как поставки европейских машин стали труднодоступны, дилеры начали трансформировать бизнес. «ААА моторс» открыл новое для себя направление и начал продажи мобитраков — передвижных точек для торговли на колесах, стал единственным официальным представителем «Мобитрак ЕНК» на юге России.
На фоне проблем с поставкой новых машин салоны начали активнее закупать и продавать авто с пробегом.
— Рынок по продаже новых автомобилей переживает серьезные волнения. Это дает шанс развитию новых возможностей на рынке авто с пробегом. Автосалоны выкупают б/у автомобили и готовят их к продаже. В условиях высокой конкуренции авто с пробегом проходят более тщательную подготовку перед продажей, диагностику и удаление неисправностей. Салоны начинают давать гарантии на б/у автомобили, а также обеспечивают юридическую чистоту сделки, — рассказывает Виталий Шуляков.
Трансформируя бизнес, некоторые продавцы машин нацелились на развитие электронной торговли. Федеральный автодилер Fresh Auto закрыл в Ростове салон Skoda и выставочное пространство Renault. Компания планирует сокращать площади выставочных центров, расширять пространство складских помещений и переходить к торговле на своем маркетплейсе. На электронной торговой площадке Fresh Auto выставляет как собственные, так и партнерские авто, после покупки доставляет клиенту в нужный регион. По данным сайта, сейчас на маркетплейсе размещено 13 800 новых легковых автомобилей американских, европейских, азиатских, российских марок и 13 587 легковых машин с пробегом.
По данным сайта другого автомобильного дилера — «Ключавто», одного из крупнейших на российском рынке, для покупателей из Ростовской области доступно более 3,6 тысячи
новых автомобилей европейских и азиатских марок и 3,5 тысячи авто с пробегом. Согласно информации сайта, некоторые машины есть в наличии в донских салонах, некоторые находятся в автосалонах дилера в других регионах страны. Компания предлагает доставку нужного автомобиля в течение 2–3 дней.