«СК10» ставит на «Фортуну»
Один из крупнейших застройщиков Ростовской области ГК «СК10» купил центральную часть авторынка «Фортуна» у предпринимателя Евгения Соболева, владельца торгового комплекса «Фортуна-1». Площадь территории — 7,47 га. Эксперты, опрошенные N, разошлись в оценке стоимости сделки. названный ими диапазон —50–134 млн руб. за га. Покупка могла обойтись в сумму от 700 млн до 1 млрд руб. По мнению риелторов, на участке можно построить не менее 100 тыс. кв. м жилья.
ООО «Специализированный застройщик СК10 № 9», входящий в группу компаний «СК10», приобрел два участка на территории авторынка «Фортуна» площадью более 7,47 га. По информации, полученной N в Росреестре, сейчас участки принадлежат ООО «Фортуна-Грант», которая, в свою очередь, принадлежит «СЗ СК10 № 9». В конце прошлого года ООО «Фортуна-Грант» было зарегистрировано Евгением Соболевым, сыном одного из основателей авторынка Александра Соболева, скончавшегося в 2020 году. Вскоре после регистрации 100% долей в ООО «Фортуна-Грант» перешли к «СК10».
В «СК10» от комментариев отказались. Евгений Соболев тоже отказался прокомментировать вопросы N о сделке.
По данным Единого реестра застройщиков, сегодня ГК «СК10» находится на 5-м месте в Ростовской области по объему текущего строительства жилья (170,4 тыс. кв. м, или 5 ЖК). Группа компаний действует в Ростовской области с 2005 года, принадлежит московскому концерну ЗАО «ПРАМО».
Авторынок, который ростовчане привыкли называть «Фортуна», занимает большую территорию в границах улиц Еременко, Доватора, Малиновского и переулка Зарядного и принадлежит нескольким собственникам. По данным Публичной кадастровой карты, он разбит на несколько участков. Участки, перешедшие в собственность «СК10» — самые большие, занимают срединную часть авторынка. На них располагается торгово-выставочный комплекс ООО «Фортуна-1», принадлежащий Евгению Соболеву. В апреле начался снос части павильонов этого рынка.
О планах по строительству на месте рынка «Фортуны» в октябре прошлого года в общих чертах рассказывал глава администрации Алексей Логвиненко. В частности, он сообщил, что на территории появятся объекты делового назначения, многоэтажки, школа и торговые площади. Он не уточнял, кто будет вести строительство и каковы будут его параметры.
По данным ИАС «База N», кадастровая стоимость обоих участков — 356,2 млн рублей.
По мнению специалиста по недвижимости АН «Женева» Константина Поцелуева, кадастровая стоимость максимально приближена к рыночной:
— Средняя цена земли в этом районе — от 50 млн рублей за га. Локация выбрана удачно, здесь хорошо развита инфраструктура.
Максим Хмель, управляющий партнер АН «Парус», отмечает, что в Ростове осталось мало хороших участков под строительство жилья, сегодня цена на такие участки редко опускается ниже 100 млн рублей за га. По его мнению, цена сделки могла варьироваться от 700 млн до 1 млрд рублей, в зависимости от того, какая ситуация на этом участке с коммуникациями, нет ли дополнительных обременений.
— Жилье, построенное в этом районе, будет продаваться нормально, — считает Максим Хмель, — инфраструктура там хорошо развита, всех благ цивилизации в избытке. Думаю, на участке такой площади можно возвести около 100 тыс. кв. м жилой недвижимости. В то же время не имеет особого смысла возводить там ТРЦ регионального значения — этот район перегружен крупными торговыми объектами. Возможно, в этом месте в небольшом количестве была бы востребована современная офисная недвижимость, т. к. определенная деловая активность в районе есть.
Алексей Олейников, директор агентства недвижимости Immobily, указывает на то, что по нормативам на 1 га можно построить 15 тыс. кв. м жилья. Но в практике градостроительства Ростова есть опыт, когда возводят и 18 тыс. кв. м.
— Скорее всего, на этом участке «СК10» будет строить что-то вроде уже реализованного ими ЖК West Side или реализуемого ЖК «Гринсайд», — говорит г-н Олейников. — Отмечу, что в этом районе ощутима нехватка школ и детских садов. В прошлом году сити-менеджер заявлял, что на месте «Фортуны» помимо жилья будет построена школа, а детский сад там по нормативам просто обязан будет появиться. Вопрос — как будет вестись строительство. Если финансировать объекты социальной инфраструктуры будет город, то, думаю, они появятся нескоро.
Ранее в беседе с N совладелец ГК «Жилстрой» Андрей Смехунов отмечал, что в новой политической и экономической ситуации, которая складывается с конца февраля текущего года, крупные строительные компании вполне могут вступать в крупные инвестиционные проекты:
— А куда еще деньги девать? Бежать-то некуда. Строительство — наименее зависимая от импорта отрасль. Большинство стройматериалов — отечественного происхождения. Кроме того, на рынке есть много китайских аналогов европейских материалов и комплектующих. Как показали предыдущие кризисы, спрос на жилье не пропадет, но на какое-то время сократится. Люди будут ездить на старых автомобилях, отказываться от покупок холодильников и стиральных машин, но квартиры покупать будут. Строительная отрасль готова к обеднению населения. В настоящее время строителей больше волнуют два главных вопроса: какой процент будет при финансировании строительства с помощью эскроу-счетов и будет ли льготная ипотека для населения. Рыночные ставки по кредитам не подъемны как для покупателей квартир, так и их продавцов. Насколько мне известно, «ДОМ.РФ» «поставил процесс на паузу», ждет от государства мер поддержки.