Этический аудит помог ГК AVANTA Consulting получить крупный контракт
Ростовский офис ГК AVANTA Consulting прошел этический аудит, инициированный транснациональным заказчиком. Итогом, по словам гендиректора ГК AVANTA Consulting Ирины Швец (на фото), стало получение крупного контракта. В Ростове это пока первый случай, но специалисты отмечают, что все чаще компаниям, претендующим на заказы транснационалов, придется демонстрировать не только качество услуг, но и ответственную социальную политику, предполагающую помимо прочего и неучастие в коррупционных процессах.
Ростовское представительство ГК AVANTA Consulting приняло участие в тендере на предоставление услуг по подбору персонала и кадровому консалтингу для транснациональной фармацевтической корпорации. На заключительном этапе конкурса провайдеру предложили пройти этический аудит, включавший в себя комплексную проверку антикоррупционной и социальной политики компании.
В течение последних лет один из лидеров фармацевтического рынка входил в число ключевых клиентов ГК AVANTA Consulting. Заинтересованная в сотрудничестве, группа компаний взяла оплату процедуры на себя. Этическая проверка обошлась в несколько десятков тысяч рублей. Ее проводила международная компания с головным офисом в Лондоне, специализирующаяся на аудиторской и сертификационной деятельности (в силу конфиденциальности соглашения транснациональный клиент и аудиторская компания пожелали остаться неназванными).
— Предложение о прохождении процедуры мы получили в декабре 2011 года, сам аудит состоялся в январе, так что у нас практически не было времени на подготовку, — говорит гендиректор ГК AVANTA Consulting Ирина Швец. — Клиент должен был удостовериться, что в нашей деятельности все прозрачно, что наш этический кодекс и антикоррупционная политика существуют не только на бумаге и что реальность не противоречит их собственной этической политике. Одна из задач этического аудита — проверить, обладает ли провайдер репутацией этичного партнера внутри самой компании и годится ли на роль долгосрочного контрагента.
За неделю до визита проверяющего руководителю компании выслали список пунктов, которые будут интересовать специалиста. Аудит длился несколько дней. Специалист проверял социальную политику, изучал регламентирующие документы, вплоть до трудовых договоров, и даже сверял выданные сотрудникам учетные листки по зарплате с реально полученным доходом. Кроме того, изучались условия труда, состояние помещений, а также мотивация и профессионализм сотрудников. Еще одним пунктом был антикоррупционный аудит. Помимо работы с документацией эксперт также проводил беседы тет-а-тет с сотрудниками. Их определяли путем случайной выборки из состава топ-менеджмента, менеджеров среднего звена и административного персонала. В ходе беседы проводилось и небольшое тестирование, а по итогам делался вывод о том, насколько сотрудники осведомлены об антикоррупционной деятельности и социальной политике компании, а также об уровне их профессиональных знаний.
— Кроме того, проводилось компьютерное тестирование из нескольких сотен вопросов. В нем затрагивались темы, упомянутые выше, — поясняет г-жа Швец. — Вопросы были закрытыми, повлиять на результат у аудитора не было возможности. Проверяющий также вел фотосъемку. По итогам проверки вопросы безопасности, например схемы эвакуации при пожаре, потребовали усовершенствования.
Ростовский офис провайдера набрал 87 баллов из 100 возможных, был оценен аудитором как «надежный провайдер», а также получил инструкции по устранению недочетов. Транснационального клиента результат устроил, следствием чего стало продление договора. Пройти этический аудит было предложено и контрагентам компании в других регионах. Некоторые из них от проверки отказались; провайдеры, которые ее прошли, смогли расширить фронт работ.
Г-жа Швец подчеркнула, что, по ее мнению, такие проверки позволяют пусть не быстро, но все же способствовать улучшению бизнес-климата:
— Они способствуют повышению стандартов в этической сфере бизнеса. Мы получили официальное подтверждение о прохождении этического аудита и теперь планируем разослать своим поставщикам и клиентам наши антикоррупционные и этические стандарты. Цель — сделать так, чтобы заказчики переходили на новый уровень. Итогом этических проверок должна стать антикоррупционная чистка, важная для компаний, которые дорожат своей репутацией.
Руководитель ростовского отделения кадровой компании Kelly Services Екатерина Токарева отмечает, что при работе с заказчиками компания не сталкивалась с этическим аудитом, и объясняет это тем, что Kelly Services «сама по себе обладает достаточно жесткими стандартами в области ведения бизнеса».
— Ситуация скорее обратная, — объясняет г-жа Токарева. — Случается, что потенциальный заказчик не удовлетворяет корпоративным требованиям, например с точки зрения финансовой прозрачности, — работа с ним невозможна. Распространена практика, когда в договорах прописываются моменты, связанные с этикой ведения бизнеса. В первую очередь это относится к зарубежным компаниям. Контрагент подписывает обязательство вести бизнес в соответствии с принципами и нормами, соблюдаемыми в компании. Но это скорее «договор о намерениях»: конкретных штрафных санкций не предусмотрено. Роль этой составляющей — имиджевая.
Многие из представленных в России транснациональных компаний знакомят поставщиков и подрядчиков с собственным кодексом корпоративной этики, где освещаются такие вопросы, как недопустимость коррупции и взяточничества, а также соблюдение прав человека. Подобная практика есть, например, у Siemens и IKEA.
— Кодекс поведения IKEA определяет аспекты социальной защиты, запрета на детский труд, охраны окружающей среды и другие, — сообщили в пресс-службе компании. — Поставщики несут ответственность за ознакомление служащих и субподрядчиков с содержанием кодекса, а также за обеспечение выполнения всех требований на предприятии. Мы также выработали «Правила по предотвращению коррупции». Политика в области расследований ясно указывает порядок действий наших сотрудников при возникновении подозрений в коррупции, мошенничестве, обмане или других незаконных действиях. Позиция по этим вопросам уточняется при подписании документа нашим поставщиком и представителем IKЕА.
Управляющий партнер консалтинговой группы MauerGroup Константин Мауэр отмечает, что среди транснациональных компаний распространен и такой метод, как проверка рекомендаций потенциального заказчика. Их запрашивают у транснационала, имеющего опыт взаимодействия с данным контрагентом.