Экспортер зерна прошелся по вагонам
Крупнейший зернотрейдер страны — ростовский Торговый дом «РИФ» — взял в лизинг 200 вагонов-хопперов общей стоимостью около 600 млн руб.
«РИФ» приобрел вагоны, произведенные «Объединенной вагонной компанией». ООО «Торговый дом «РИФ» и ООО «РБ Лизинг» заключили договор финансовой аренды ста крытых железнодорожных вагонов для перевозки зерна сроком на 5 лет. Ранее он взял в лизинг такое же количество вагонов-хопперов у «Сбербанк Лизинга». По данным аналитиков, из-за рекордного урожая и растущего экспорта время ожидания зерновозов сегодня достигает 2 месяцев; собственный парк хопперов позволит компании снизить риски, связанные с доставкой, и сделать логистику более предсказуемой. Бенефициар ТД «РИФ» Петр Ходыкин вложил 600 млн рублей в оптимизацию логистики. Фото из архива N. Информация о договоре лизинга между Торговым домом «РИФ» и «дочкой» РОСБАНКА «РБ Лизинг» появилась в «СПАРК-Интерфаксе». По данным источника, срок действия соглашения — 5 лет. В аренду взяты 100 крытых вагонов-хопперов производства Тихвинского вагоностроительного завода из Ленинградской области. Также в «СПАРК-Интерфаксе» содержатся данные о том, что в августе экспортер заключил аналогичный договор со «Сбербанк Лизингом». Коммерческий директор «РИФА» Марина Турянская подтвердила, что с начала года компания приобрел в лизинг 200 инновационных вагонов-хопперов для перевозки зерна. В общей сложности парк хопперов экспортера сегодня насчитывает 210единиц. — Решение о приобретении инновационных вагонов-хопперов связано с экономической целесообразностью, которая выражается в уменьшении затрат на уплату тарифа «РЖД» и ставки собственнику вагона, а также в увеличении объемов перевозки, — пояснила г-жа Турянская. — Новый инновационный вагон имеет большую погрузочную вместимость в отличие от обычного зерновоза. По словам собеседницы N, использовать финансовую аренду было решено потому, что авансовые платежи лизингополучателя невелики. — Это позволяет приобретать дорогостоящие основные средства — подвижной состав — без значительного отвлечения оборотных средств, — отметила она. — Также в настоящее время лизинговые компании могут предложить лизинг на условиях, когда суточный размер платежа не превышает суточную арендную ставку. В «РБ Лизинге» комментировать соглашение не стали. Производитель вагонов не раскрыл информацию об их стоимости, сославшись на коммерческую тайну. Согласно информации на сайте завода, предприятие — ведущий производитель грузовых вагонов нового поколения в СНГ. По данным специалистов Института проблем естественных монополий (анализирует в числе прочего рынок грузового железнодорожного транспорта), цена указанной в договоре с «РБ Лизингом» модели вагона — около 3 млн рублей. «Нужно учитывать, что компания взяла вагоны не в собственность, а в лизинг, а значит, соглашение включает не разовую оплату, а разбитую на срок лизинга, а также дополнительные финансовые условия от лизингодателя», — отмечается в ответе на запрос. Таким образом, сумма в договоре может быть близка к 300 млн руб. По словам источника в банке-участнике сделки, этот показатель выше. Большую часть товара «РИФ» экспортирует через глубоководные порты. В интервью N весной 2016 года директор компании Вадим Саркисов говорил, что работа с железнодорожниками не лишена трудностей. — Большую часть товара мы завозим (в глубоководные порты. — N) автотранспортом, по железной дороге доставляем только 20%, — объяснял он. — Работаем по предоплате, но регулярно сталкиваемся с тем, что вагоны предоставляют с задержкой. Она может составлять до 40, а иногда и до 60 дней. Конечно, задержки случаются не в 100% случаев, но регулярно, и планировать работу очень трудно. Директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов говорит, что из-за рекордных урожая и экспорта спрос на услуги перевозчиков, элеваторов и портов продолжает расти. — Все сервисные звенья в этой цепи зарабатывают очень хорошо, что особенно заметно в последние полгода, — делится наблюдениями эксперт. — Время ожидания зерновозов сегодня достигает двух месяцев, спрос на вагоны очень высок. Формируя собственный парк, «РИФ» снижает риски, связанные с доставкой, и делает логистику более предсказуемой. По информации г-на Сизова, собственные вагоны-хопперы также есть у «дочки» Glencore МЗК и у компании «Содружество», экспортера и переработчика зерновых и масличных. 28 ноября в Краснодаре президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский предоставил журналистам данные о снижающейся оборачиваемости вагонов. «Мы испытываем дефицит вагонов не по причине их нехватки, а по причине оборачиваемости, которая сегодня составляет 21 сутки, в прошлом сезоне она была 18 суток, советский норматив был 8 суток, по факту держался 11, — цитирует г-на Злочевского ТАСС. — Пытаемся поднять вопрос о том, что нам нужен в этом сезоне приоритет по зерновым грузам, только это способно решить проблему». По данным главы РЗС, на сегодняшний день парк грузовых вагонов в России составляет около 40 тыс., из них 34 тыс. задействованы под зерновые грузы. При этом существует ряд инфраструктурных проблем, из-за которых вагоны простаивают на станциях, например нехватка маневровых локомотивов. Также составы с зерном теряют время, пропуская другие поезда. Торговый дом «РИФ» по итогам сельхозсезона 2016-2017 гг. стал безоговорочным лидером в рейтинге крупнейших зернотрейдеров в стране (топ-лист составлен аналитическим агентством «ПроЗерно»). Компания поставила на внешний рынок 4,5 млн тонн (+1% сезон к сезону). Несмотря на минимальную динамику, зернотрейдер сохранил существенный отрыв от ближайшего конкурента — Международной зерновой компании, которая экспортировала на 40% меньше зерновых — 3,2 млн тонн. ООО «ТД «РИФ»« на 99,99% принадлежит «Лапаркан Инвестмент ЛТД», еще 0,01% — у «ХАМАЙКО ЛТД», обе компании зарегистрированы на Кипре (данные «СПАРК-Интерфакса»). Бенефициар бизнеса — ростовский предприниматель Петр Ходыкин. Основные отгрузки «РИФ» осуществляет через глубоководный порт Новороссийска и порт Кавказ. Выручка «РИФА» в 2016 году составила 54 млрд руб. (+8,2% к предыдущему году), чистая прибыль — 133,4 млн руб. (+27,6%).