Азовское хранение
Входящая в пятерку крупнейших российских экспортеров зерна международная компания Louis Dreyfus обзаведется портовым терминалом с элеватором в Азовском районе Ростовской области мощностью около 600 тыс. тонн хранения и перевалки зерна в год. По информации источника N, цена, первоначально заявленная продавцом — ООО «Лидер-Юг», — составляла 800 млн руб.
Нынешняя владелица Louis Dreyfus — Маргарита Луи-Дрейфус (в девичестве Богданова), уроженка Ленинграда и одна из богатейших женщин Европы. По данным Forbes, в 2014 году ее состояние составляло $ 8,1 млрд. Фото портала «Форум Россия».
Входящая в пятерку крупнейших российских экспортеров зерна международная компания Louis Dreyfus обзаведется в Азовском районе Ростовской области портовым терминалом с элеватором мощностью около 600 тыс. тонн в год. По информации источника N, цена, первоначально заявленная продавцом — ООО «Лидер-Юг», — составляла 800 млн руб.
«Луис Дрейфус Коммодитиз Восток» планирует приобрести портовой терминал в х. Узяк Азовского района Ростовской области. Решение удовлетворить соответствующее ходатайство 5 мая опубликовала Федеральная антимонопольная служба. Как следует из текста решения, столичное ООО «Луис Дрейфус Коммодитиз Восток», специализирующееся на оптовой торговле сельхозсырьем, направило запрос о получении в собственность основных производственных средств азовского ООО «Лидер-Юг», «составляющих 89% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов» компании.
По данным системы «СПАРК-Интерфакс», профиль деятельности ООО «Лидер-Юг» — торговля зерном, семенами и кормами для животных.
В администрации Азовского района, отвечая на запрос издания, уточнили, что речь идет о покупке погрузочного терминала для перевалки грузов на суда класса «река-море». «Площадь участка — 20 га. Проект курируют Агентство инвестиционного развития Ростовской области и Министерство транспорта Ростовской области», — говорится в ответе пресс-службы.
Технический директор «Лидер-Юга» Александр Роженко от общения отказался, объяснив это тем, что «по условиям сделки» не может давать комментарии. Запрос N в «Луис Дрейфус Коммодитиз Восток» на прошлой неделе остался без ответа.
Генеральный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игорь Бураков не стал комментировать параметры объекта, но подтвердил, что агентство «действительно занимается этим проектом и он успешно развивается».
— Louis Dreyfus — одна из крупнейших агропромышленных компаний мира, у нее уже есть элеваторные активы в Ростовской области, и мы движемся к новым инвестициям (компании. — N) в наш регион. И мы, и Louis Dreyfus считаем, что время для этого сейчас весьма удачное, — пояснил г-н Бураков. — Есть несколько альтернативных вариантов создания перевалочных мощностей, которые мы имеем в виду, в том числе приобретение незавершенных проектов и масштабирование их под нужды компании за счет новых инвестиций. О деталях говорить преждевременно. Полагаю, полная определенность наступит уже в этом году.
По информации агентства «ПроЗерно», в сезоне 2013–2014 гг. Louis Dreyfus стал пятым по объемам экспортером зерна в России и отгрузил 1328 тыс. тонн (5,5% всего экспортного объема). В Ростовской области действует холдинг «РЗ Агро/Русская Земля», совместное предприятие семьи Луи-Дрейфус и АФК «Система». В интервью N в сентябре 2014 года Роман Бондарев, главный операционный директор ГК «РЗ Агро», говорил, что в регионе компания хозяйствует на площади примерно в 90 тыс. га, хозяйства поделены на два кластера: на северо-востоке области — в Морозовском и Цимлянском районах, и на юге — в Зерноградском районе. Говоря об экспортных операциях, г-н Бондарев уточнял, что компания продает только то, что производит сама, на FOB, с погрузкой на борт судна, и работает с заказчиками из Армении, Грузии, Турции, Египта и Северной Африки.
— Мы храним зерно в своих хозяйствах, потому что работать с элеваторами не очень выгодно, а потом вывозим его в порт, — объяснял Роман Бондарев. — Работаем с портами Ростова, Азова и Волгодонска. В среднесрочных планах есть развитие собственной портовой инфраструктуры.
В рекламной публикации весной 2013 года представитель «Лидер-Юга» Владимир Широян, представленный как инициатор проекта (в соучредителях компании не значится), говорил, что «пропускная способность терминала» в Азовском районе составит «более 700 тыс. тонн грузов в год».
«Базовая задача проекта — расширение возможностей грузооборота (в первую очередь международного). <...> В основном это будет экспорт сельскохозяйственной продукции — позиции области в этом секторе производства очень сильны», — заявлял он.
Источник N, посещавший объект в начале этого года, сообщил, что в момент визита терминал был готов на 50–60%:
— Была построена причальная стенка, установлены емкости, рассчитанные на 10–12 тыс. тонн одновременного хранения. Пока назвать это элеватором в полном смысле слова нельзя. Насколько я знаю, «Лидер-Юг» заявлял о мощностях отгрузки на уровне 1 млн тонн в год, но, на мой взгляд, реальные показатели — 500–600 тыс. тонн в год. Причем для этого мощности хранения должны быть увеличены хотя бы в 3 раза. В то же время способность Louis Dreyfus достроить все в нужном объеме у меня сомнений не вызывает.
Собеседник издания добавляет, что инвестиции в подобный проект могли составить 150–200 млн руб., без учета земли и подведения коммуникаций.
— Цена участка очень сильно зависит от того, как удастся договориться с местными властями, — продолжает он. — Мне неизвестно, какая сумма фигурирует в договоре, но 3–4 месяца назад инвесторы проекта хотели получить за этот объект около 800 млн руб.
По наблюдениям N, новый терминал нельзя назвать слишком масштабным даже по региональным меркам. Так, например, мощности одновременного хранения расположенного в Азове терминала «Промэкспедиция» (работает с крупнейшим региональным зернотрейдером ТД «РИФ») — 108 тыс. тонн. Объем отгрузки на экспорт в 2014 году превысил 2 млн тонн.