«Мне посчастливилось быть универсальным предпринимателем»
Евгений Каракушьян, президент холдинга «КМ-Союз», преобразует свой многоплановый бизнес, оставляя лишь три направления.
В холдинге «КМ-Союз» остается компания, управляющая складами, строящийся в центре Ростова четырехзвездочный отель и старейшее направление, связанное с продажами, производством и сервисом офисной техники. Сельскохозяйственный бизнес практически полностью продан, мебельный отдан в управление партнеру, а транспортно-экспедиторский сокращается до уровня собственных нужд. Однако и в этом составе холдинг планирует выручить не меньше, чем годом ранее, а именно выйти примерно на 7 млрд рублей.
N: — В чем суть проводимой сейчас реорганизации вашего холдинга?
Е.К.: — В нашем холдинге было много направлений, нацеленных на разные небольшие рынки, были и КМ-реклама, и КМ-охрана, транспорт и т. д. Мы сейчас преобразовываемся и оставляем всего лишь три главных и перспективных для нас направления: офисное, складскую логистику и отель.
N: — Что случилось с остальными направлениями бизнеса?
Е.К.: Это началось еще в 2017 году, тогда мы продали сельхозбизнес — 900 га в Азовском районе — агрокомпании «Раздолье» из Таганрога. Сейчас у нас осталось только 10 га «усадьбы», где есть: современная весовая, электроподстанция, склады, вода, газ. Ее мы тоже выставили на продажу. Но, пока, чтобы не нести убытки по текущим расходам, мы там выращиваем лук.
Но мы продаем направления не потому что они стали не выгодны. Просто у нас не хватает на все времени, концентрации денежных и людских ресурсов.
N: — Два года назад вы говорили, что сельхозбизнес приносит высокую рентабельность — 30%, хотели докупать земли. Почему так резко поменяли решение?
Е.К.: — Дело в том, что, к большому сожалению, наша жизнь не удлиняется. Это мне посчастливилось быть таким универсальным предпринимателем — я люблю каждый свой бизнес, вникаю и разбираюсь в нем. Но себе на смену сложно найти такого универсального человека, поэтому моя задача — преобразовать холдинг так, чтобы он имел достаточно ясные, перспективные и понятные ближне- и дальнесрочные цели и существовал долгие годы, независимо от того, кто будет у руля.
N: — Сельское хозяйство, конечно, было очень далеко от всех остальных ваших бизнесов. А что с мебельным направлением, которое вы начали интегрировать с AP home?
Е.К.: — Мы отдали мебельное направление в управление этому партнеру полностью: и персонал, и партнерские связи, и логистику. Сейчас мы участвуем только в распределении доходов, а также их консультируем.
Вообще, мебель — это очень интересный и красивый бизнес, я его очень любил. Однако наступил момент, когда надо было что-то основательно менять. Потребность в дорогой мебели сузилась. Обороты стали неинтересными по сравнению с другими направлениями, а времени и рисков это требовало много. Выставка мебели в нашем салоне на несколько миллионов евро стала очень обременительной, а уменьшать ее тоже не хотелось. Я считаю, что мы выбрали самый лучший путь как для сотрудников, так и для клиентов — слияние. Сейчас помещение на Грибоедовском выставляем на продажу или в аренду.
N: — Как меняется ваше транспортно-логистическое направление?
Е.К.: — Транспорт тоже мне всегда очень нравился и был почти как хобби. Сейчас мы решили основательно реорганизовать это направление. Транспорт будет теперь обслуживать только внутренние нужды. Раньше 70% машин было задействовано на сторонние заказы. Всего у нас было около 40 автопоездов, сейчас мы оставим около 15. Теперь оставшиеся большегрузы и небольшие грузовички будут объединены и переданы в логистический отдел нашего офисного подразделения для оптовых и розничных доставок. Таким образом, на наш взгляд, будут оперативнее и четче решаться все наши задачи по логистике. Ведь кроме доставок нашим клиентам, грузов мы получаем очень много и из многих стран — так контейнеры забираем в Новороссийске и Санкт-Петербурге. А дистрибьюция и вендоры отгружают свои товары со складов Москвы и Санкт-Петербурга.
N: — Складская логистика остается без изменений?
Е.К.: — На нашей территории, которая занимает более 5 гектаров и имеет собственную ж.-д. ветку, на сегодняшний день мы построили уже около 25 тыс. кв. м складских и офисных помещений и планируем построить еще около 15. Но делаем это мы постепенно, ежегодно достраивая новые объекты. Например, в прошлом году запустили большое офисное здание на 1,5 тыс. кв. м, поскольку заметили, что нашим клиентам не хватает офисов. До этого ввели небольшой теплый склад площадью 1 тыс. кв. м. Склады как сдаем в аренду, так и оказываем услуги ответственного хранения.
N: — Какая доля складов отдана под ответственное хранение, а какая сдается в аренду?
Е.К.: — Она постоянно меняется. Сейчас времена тяжеловатые для наших клиентов и они стараются максимально удешевить свои сиюминутные затраты. Некоторые из них стали экономить и переходят на чистую аренду. Но это мнимая экономия. Раньше под ответственным хранением у нас была почти половина складов, сейчас — примерно 25%.
N: — Два года назад вы говорили о 100-процентной заполненности складов. Каков сейчас этот показатель?
Е.К.: — У нас свободно около 1,5 тыс. кв. м, но рассматриваем ряд предложений от клиентов. Конечно, поменялся и контингент арендаторов. Раньше было много импортной бытовой техники, сейчас стало больше отечественных товаров, стройматериалов.
N: — Для собственных нужд используете эти склады?
Е.К.: — Раньше там был мебельный склад. Сейчас арендуем для себя только небольшой склад для строительных материалов, необходимых для строительства и комплектации нашего отеля. У офисного бизнеса есть отдельный склад площадью около 5 тыс. кв. м на другой территории.
N: — Офисный бизнес развивается не только в оптовом направлении? Как обстоят дела с розницей, продажами онлайн?
Е.К.: — Конечно, они тоже развиваются. В Краснодарском крае у нас около 10 розничных магазинов, мы недавно открывали новые точки в Краснодаре и Анапе. В Ростове и Ростовской области — 7. Кроме того, увеличиваем географию наших интернет-магазинов (у нас их три — два розничных и один корпоративный). Всего с нами работает более 700 дилеров, каждый из которых имеет по нескольку розничных магазинов. И около 60 из них уже подключены к нашему онлайну. Это также помогает лучше везти бизнес самим дилерам. Я считаю, что в сегодняшний сложный период, когда растет конкуренция, падает маржа, своим дилерам надо помогать. Это еще не франчайзинг. Сейчас они лишь компенсируют определенные общие затраты.
Из четырех каналов продаж офисной техники оптовый для нас очень важный, но корпоративный канал — на первом месте по нашему вниманию и перспективам развития. Розничный канал и сервис дают меньший вклад.
N: — Удается увеличивать число клиентов? Вырастет ли выручка в сегменте продаж офисной техники в этом году?
Е.К.: — Да. Корпоративное направление дает прирост оборота более 10%, а в целом офисное направление выросло пока на 7%. Это очень хорошие показатели работы на фоне того, что многие российские компании на нашем рынке потеряли 30-50% выручки. Сказывается наш многолетний опыт и универсальный подход. Мы вводим новый ассортимент, увеличиваем сервис проданной техники, то есть стараемся вникать в проблемы клиентов. По этой причине растет собственное производство компьютеров, тонеров. Наши специалисты ездят в Китай, Индию, где по нашему заказу делают, например, корпуса компьютеров, блоки питания и т. д. Китай — это большой завод, где надо не просто что-то купить, а разместить свой заказ. Мы это делаем на разных предприятиях, потом привозим это в Ростов, собираем, тестируем. Мы побеждаем в тендерах, потому что ценовая политика у нас тоже выверенная. Мы делаем продукцию под задачи клиентов, даем дополнительные гарантии. Фактически мы в нашем рынке лучше разбираемся, чем китайцы, которые выпускают электронику массово.
N: — В Ростовской области были примеры, когда разорялись предприятия по сборке компьютеров.
Е.К.: — Наша сила в том, что мы более универсальны. Мы заказываем за границей большое количество товара, занимаемся сервисом, корпоративными, розничными продажами и через дилеров, сами выпускаем продукцию (2–5 тыс. компьютеров в месяц), причем большинство — по предварительным заказам. Таких компаний мало.
N: — Ваше третье направление — это строящийся в центре Ростова отель? Почему не ввели его в эксплуатацию весной этого года, как задумывали?
Е.К.: — К сожалению, нас подвели строители и проектировщики. Мы совершенно неопытные в этом отношении, доверились им. Сейчас идет исправление ошибок, допущенных в проекте. Это отбросило нас на год.
N: — Эти ошибки выявились в процессе экспертизы проекта?
Е.К.: — Нет, в процессе строительства. Среди экспертов царит такой же непрофессионализм, как и среди проектировщиков. Я в шоке от того, что творится в строительстве. Мы не встретили ни одного партнера, который бы нас не подвел. До этого во всех знакомых направлениях бизнеса у нас действовали договоры, ответственность. В строительстве этого ничего нет. Я даю деньги не торгуясь, лишь бы выполнили то, что обещали. Подходит срок — половина не сделана. Начинаешь юридически воздействовать — меняют фирмы и уходят. Мы подали 5 судебных исков (к 4 компаниям и одному физическому лицу). Шансов мало, потому что они исчезают, но мы будем пытаться добиться справедливости.
В процессе строительства у нас обнаружилась неравномерная просадка корпуса. Начинаешь разбираться, подрядчики уходят. Приходят другие, начинают обосновывать, что предыдущие делали неправильно. Люди, нанятые с нашей стороны, чтобы выполнять функции заказчика, начинают их лоббировать, подтверждать, что там «другая химия» и т. п. Начинают укреплять фундамент — становится хуже. Я дошел до того, что сам, имея университетские знания физики, начал разбираться в технологических процессах, запрашивать обоснование применяемых методов, а строители иногда не могут ответить даже мне, дилетанту.
На предложение вести работы дальше я выясняю, не будет ли продолжаться проблема.»Нет, не должно быть». — «А почему до этого была?» — «Ну кто же мог предположить, что так будет?» А деньги очень большие, только аванс составляет 15 миллионов.
N: — У вас оказались сложные грунты?
Е.К.: — Да. На глубине от 6 до 12 м там как будто кисель. Сейчас мы бурим внутри здания, на глубину 15 м — до «материка», заливаем и формируем 170 свай. Из-за этого себестоимость строительства увеличилась на 20–30%.
N: — А что с окупаемостью?
Е.К.: — Если бы объект был не в том месте, было бы страшно. А так, окупаемость будет. Кроме того, у нас есть партнер — Ginza Projekt, известная ресторанная компания, которая в последние годы развивает гостиничный бизнес. Они будут управлять нашей гостиницей, которая будет называться «Арка». Их энтузиазм не пропадает, несмотря на появляющиеся сложности. Мы рассчитываем на хорошую прибыль. Заполнить 70 номеров труда не составит, кроме того, будут востребованы конгресс-залы для проведения семинаров, банкетов, будет собственная большая парковка. Гармоничность местоположения, услуг, удобство парковки в комплексе будут приносить хорошие деньги. Ввод в эксплуатацию планируем на весну 2019 года.
N: — В 2016 году выручка холдинга приближалась к 7 млрд рублей. На какие результаты планируете выйти в этом году, когда холдинг сократился?
Е.К.: — Планируем повторить результаты прошлого года.