Дистрибьютор Shell меняет акценты на фоне роста интереса к российским смазочным материалам
Компания «Чайка», до введения санкций один из крупнейших дистрибьюторов Shell в России, начала развивать продажи смазочных материалов американской компании Quaker Houghton. Эксперты дают разные оценки такому ходу. Один участник рынка считает, что возможность поставлять импортные товары на фоне ухода крупных именитых брендов и возникшего дефицита смазочных материалов может дать преимущества дистрибьютору на рынке. Другой говорит о наметившейся тенденции перехода на российские масла и смазки и об опасениях потребителя насчет долгосрочных планомерных поставок импортных материалов.
Владеет компанией «Чайка» известный и значимый для Ростовской области предприниматель, депутат Законодательного Собрания Ростовской области Андрей Чайка. Бизнесмен реализует несколько крупных социальных и коммерческих инвестпроектов на сумму более 3,5 млрд рублей, является основателем и президентом футбольного клуба «Чайка».
До ухода Shell с отечественного рынка ростовская компания «Чайка» позиционировала себя как лидера по оптовым поставкам моторных масел и смазочных материалов Shell в России. Фирма занимается реализацией смазочных материалов c 2006 года, имеет собственную развитую инфраструктуру, крупный логистический центр в Ростове, парк грузовых автомобилей различного тоннажа и более 30 складов на территории России. В интервью N в прошлом году Андрей Чайка рассказывал, что компания продает больше 30 млн литров масел в год. Сейчас сайт фирмы, где раньше продавались масла, не функционирует. Информация о Shell там отсутствует.
Теперь в интернете по запросу «ООО “Чайка”» появляется сайт, позиционирующий фирму как дистрибьютора Quaker Houghton. Компания сменила акценты и сконцентрировалась на продаже смазочно-охлаждающих жидкостей. Моторных масел в ассортименте сейчас нет. По информации сайта, всего на складах компании хранится более 50 тонн СОЖ и специальных жидкостей с европейских заводов Quaker Houghton в Германии, Испании, Италии и Великобритании. Вопросы развития ООО «Чайка» Андрей Чайка не комментирует.
Некоторые продукты, которые сейчас продаются под брендом Quaker Houghton, ранее входили в портфель Shell. В 2011 году Shell продала этот бизнес компании Houghton. В том же году торговый дом «Чайка» стал платиновым дистрибьютором СОЖ Houghton, а в 2020 году платиновым дистрибьютором Quaker Houghton. Отметим, что вплоть до ухода Shell c российского рынка основным товаром «Чайки» были моторные масла и другие товары Shell, реализация продуктов Quaker Houghton оставалась в тени.
Quaker Houghton — американская химическая корпорация, один из мировых лидеров в области промышленных технологических жидкостей. Основана в 1918 году. Штаб-квартира находится в Пенсильвании. Торгуется на Нью-Йоркской фондовой бирже. Присутствует в более чем 25 странах мира. По данным собственного сайта компании, ее клиентами являются тысячи сталелитейных, алюминиевых, автомобильных, аэрокосмических, морских, консервных, горнодобывающих и металлообрабатывающих предприятий. В России имеет пять дистрибьюторов: в Новосибирске, Челябинске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Ростове. Четыре из них ранее занимались в том числе продажей продуктов Shell. Информацию об этом можно найти в интернете. На официальных сайтах дистрибьюторов Quaker Houghton данные о Shell больше не фигурируют.
СОЖ — общее название жидкостей, предназначенных для охлаждения и смазки рабочего инструмента и обрабатываемых изделий из металла, сплавов, пластических масс, камня и других материалов.
Как дистрибьютор компании Quaker Houghton «Чайка» поставляет смазочные жидкости для обслуживания машин, станков и целых производственных линий. Компания продает водорастворимые и масляные смазочно-охлаждающие жидкости, СОЖ для электроэрозионной обработки, консервационные масла, пожаростойкие гидравлические жидкости, смазки и жидкости для обработки металлов давлением, продукты для металлургической промышленности, биоциды, закалочные среды и оборудование для работы с жидкостями. В число клиентов «Чайки» входят «АвтоВАЗ», Новолипецкий металлургический комбинат, Новочеркасский электровозостроительный завод.
Потребители смазочных материалов дают разные оценки ситуации на рынке. Представители автомобильной отрасли говорят о том, что после введения санкций и ухода ряда крупных именитых брендов на российском рынке сформировался дефицит зарубежного моторного масла и в особенности смазочных материалов.
— Мы ощутили сокращение поставок. Возник дефицит некоторых специализированных материалов, необходимых для ходовой автомобиля, таких как высокотемпературные смазки. Мы собираем остатки буквально со всей страны, выкупаем все, что есть. Моторные масла на рынке присутствуют, но в меньшем объеме. Некоторые именитые бренды продолжают завозить и распространять свои масла в России, только под другими названиями. Все, кто хочет удержаться на нашем рынке, действуют по такой схеме. Возможность поставлять импортные материалы в текущих условиях дает определенные преимущества дистрибьютору. Сразу после начала введения санкций и ухода компаний цены подскочили в 2-3 раза. Сейчас мы видим тенденцию снижения цен на запчасти и горюче-смазочные материалы, но к прежнему уровню они пока не вернулись, — говорит директор по продажам компании «Евроклимат» Игнат Воблый, его компания занимается сервисным обслуживанием грузового автотранспорта.
Совладелец автомастерской Garage22 Максим Тарасов характеризует ситуацию на рынке масел и смазочных материалов как патовую. Цены на масла, расходные материалы и на запчасти просто взлетели, подчеркивает он:
— Если раньше техобслуживание среднего автомобиля обходилось в 10-12 тысяч рублей, то сейчас обходится в 20 тысяч. Наши производители масел умалчивают о нехватке присадок. Почти все присадки, которые добавлялись в масло, чтобы довести его до евростандартов, заказывались за границей. Еще одна проблема рынка — большое количество контрафакта. Его и раньше было много, а сейчас даже боюсь представить, сколько подделок появится.
На одном из крупнейших производств в Ростовской области, Новочеркасском электровозостроительном заводе, N рассказали, что не испытывают проблем со смазочными материалами.
— В последние шесть месяцев наше предприятие не ощутило дефицита смазочно-охлаждающих жидкостей благодаря грамотному планированию закупок и имеющимся на складах запасам, а также в связи с проводимой в течение последних лет работой по импортозамещению применяемых в производстве СОЖ. Такие работы позволили заменить масляную СОЖ зарубежных производителей на аналоги российского производства, — говорит начальник отдела механосборочного производства управления главного технолога Сергей Голубев.
Он отмечает, что зарубежные СОЖ предприятие сейчас применяет в основном на импортном оборудовании, находящемся на гарантийном обслуживании. Еще 3 года назад доля зарубежных СОЖ была значительно выше. За счет внедрения материалов российского производства эта доля заметно сократилась.
Тенденция перехода на российские материалы уже наметилась и, вероятно, усилится в ближайшие месяцы, подтверждает владелец компании «Каспий Ойл» Владимир Михайлов, его компания торгует оптом смазочными материалами. Отечественным производителям удалось откусить часть рынка, которую занимали зарубежные бренды. Еще полгода назад российские материалы составляли 40% рынка смазочных материалов в денежном выражении, 60% принадлежало зарубежным компаниям. Сейчас соотношение поменялось. 80% заняли российские производители, 20% — импортные. При этом оптовое звено, как отмечает Владимир Михайлов, ощутило сложности с приобретением масел высокого качества, синтетических и полусинтетических материалов даже у крупных российских предприятий. Эксперт связывает это со значительным повышением спроса и с нехваткой присадок у производителей, поставка которых раньше шла из-за рубежа и сейчас сократилась.
Нынешнюю ситуацию на рынке смазочных материалов можно описать как принуждение к импортозамещению, говорит Владимир Михайлов. Ключевые иностранные бренды покидают рынок и прекращают поставки. Потребителю ничего не остается, кроме перехода на смазочные материалы отечественного производства либо на покупку импортных материалов, завезенных с помощью параллельного импорта. Пока все скорее склоняются к переходу на отечественные масла и смазки. Сейчас клиент хочет то, что может купить, отмечает собеседник N:
— Сегодня рынок держится на запасах, имеющихся у дистрибьюторов на складах. В ближайшие два месяца они закончатся, и, я думаю, начнется более активный переход на отечественные материалы. Некоторые позиции уже закончились, и предприятия перешли на российские аналоги. Наша компания раньше продавала отечественные материалы в очень ограниченном объеме. Мы в основном специализировались на зарубежных брендах. Сейчас, ориентируясь на рынок, расширяем продажи отечественных марок. Начали сотрудничество с производителем «Квалитет», который ранее занимался выпуском присадок для масел, а не так давно открыл свою линейку смазочных материалов. Развиваем и направление параллельного импорта, нашли каналы поставок зарубежных брендов через третьи страны.
Владимир Михайлов отмечает, что бренд Houghton достаточно распространен и раньше присутствовал на рынке:
— Этот бизнес изначально принадлежал Shell, а завод был в Корее, насколько я помню (у Quaqer есть подразделение Korea Houghton Corporation в Южной Корее. — N). Если удастся наладить поставки, то бренд, вполне вероятно, найдет новую аудиторию. Но у потребителя есть опасения насчет долгосрочных планомерных поставок импортных материалов. Сейчас бренд есть, а через месяц-два его, возможно, не будет. Для серьезного предприятия перепрыгнуть с одного смазочного материала на другой — это проблемный вопрос, требующий длительной работы и испытаний. Если предприятие перешло на отечественные материалы, и они его устраивают, то, наверное, с учетом ситуации производство на них и останется.
Эффект от применения качественной смазочно-охлаждающей жидкости в производстве достаточно велик: это повышение стойкости режущего инструмента и качества обрабатываемых поверхностей, увеличение режимов резания и связанное с этим уменьшение времени обработки деталей и узлов, говорит Сергей Голубев. Применение низкокачественных СОЖ может привести к коррозии узлов станка и преждевременному выходу из строя оборудования.
Справка
Андрей Чайка — владелец группы компаний «Чайка», депутат Законодательного Собрания Ростовской области от Песчанокопского и Сальского районов. Предприниматель реализует несколько крупных социальных и коммерческих инвестпроектов. Он известен в Ростове как основатель и президент футбольного клуба «Чайка». Развивает детскую футбольную академию, реконструировал стадион в Песчанокопском, строит там гостиницу и создает сад-парк. Параллельно с этим реализует проекты тренировочной базы в Батайске и двух спортивных кластеров в Ростове-на-Дону. Их общая стоимость оценивается более чем в 3,5 млрд рублей.