Автокредиты: жизнь после господдержки
Кредиты на покупку автомобилей выдаются не менее активно, чем в 2011 году, когда еще действовала госпрограмма субсидирования кредитов для тех, кто избавлялся от автохлама. За популярными бюджетными моделями по-прежнему стоят очереди.
Автодилеры и банкиры единодушно заявляют, что рынок автокредитования переживает стадию стабильного роста, хотя и расходятся в деталях, описывающих стоимость автокредитов и размер первоначального взноса. По словам участников рынка, благоприятные тенденции прошлого года сохраняются.
— Ожидания падения рынка не оправдались, — говорит директор управления по работе с партнерами Юго-Западного банка Сбербанка России (ЮЗБ) Дмитрий Горбенко. — Динамика выдачи автокредитов в Сбербанке остается довольно высокой. За первые три месяца 2012 года рост составил в среднем 15% по сравнению с 2011 годом.
В группе автомобильных компаний «AAA Моторс» отмечают, что по результатам прошлого года продажа автомобилей в кредит в их салонах выросла на 30%.
По данным агентства «РБК.Рейтинг», пятерку лидеров на рынке российского автокредитования в прошлом году составили Сбербанк, ВТБ24, Русфинанс Банк, РОСБАНК, ЮниКредит Банк.
На кредиты ЮЗБ ростовчане чаще всего приобретают автомобили марок LADA, Opel, Chevrolet, SKODA, Volkswagen, Hyundai, KIA.
В «AAA Моторс» лидерами кредитных продаж называют Renault, Hyundai, Mazda, Volkswagen, Ford, а также отмечают некоторое увеличение продаж в кредит автомобилей премиум-класса.
Ставки по кредитам на приобретение нового и подержанного автомобиля составляют 11–17% в зависимости от размера первоначального взноса и срока кредитования. Опрошенные представители банков утверждают, что за год ставки либо не изменились, либо выросли на 0,5–1 п.п. В «AAA Моторс» называют рост на 1,5–2 п.п.
Минимальный размер первоначального взноса, заявляемый банками, составляет 10% («Центр-инвест») и 15% (ЮЗБ). Автодилеры отмечают, что первоначальный взнос сохранялся на уровне 15–20% до конца прошлого года на бюджетные марки, подпадавшие под программу государственного субсидирования. В 2012 году размер первоначального взноса по выдаваемым кредитам увеличился в среднем на 10%.
Программа государственного субсидирования автокредитов, завершившаяся в 2011 году, оказывала заметное влияние на рынок. По данным ЮЗБ, в 2011 году средний уровень проникновения кредитов в продажах новых автомобилей составлял 44%, по итогам I квартала 2012-го этот показатель сократился в среднем до 32–35%.
Условия кредитования за последние годы существенно смягчились. Подтверждение дохода справкой 2-НДФЛ при оформлении автокредита не является обязательным даже в банках федерального уровня.
— Во-первых, при получении автокредита справка о доходах 2-НДФЛ требуется не для всех клиентов Сбербанка, — уточняет Дмитрий Горбенко.— Все участники зарплатных проектов могут получить кредиты, предъявив лишь один документ — паспорт. Во-вторых, вместо справки 2-НДФЛ заемщик может предъявить справку о доходах по форме банка. В-третьих, Сбербанк предлагает своим клиентам «Автокредит по 2 документам», минимальный первоначальный взнос по которому составляет 40% от стоимости автомобиля. При этом ставки для «Классического автокредита» с минимальным первоначальным взносом 15% и «Автокредита по 2 документам» будут одинаковые.
Существенной сопутствующей тратой при оформлении автокредита становится страхование ущерба автомобиля. В ЮЗБ не кредитуют покупку авто без оформления автокаско. В «Центр-инвесте» заявляют, что оформление автокаско не является обязательным условием кредитования.
— Кредиты без автокаско сегодня действительно возможны, — рассказала директор по маркетингу «AAA Моторс» Елена Кикоть. — Но предлагаются они далеко не каждым банком и по стоимости равны потребительскому кредиту. Большинство банков не взимает комиссий за выдачу кредита, некоторые взимают — в размере 6000 рублей. Кредитование без подтверждения дохода по форме 2-НДФЛ в большинстве случаев не ведет к повышению ставки. Но, к примеру, экспресс-кредитование по 2 документам дороже в среднем на 1,5–2%.
В свою очередь, представители банков отмечают некоторый дефицит автомобилей, пользующихся повышенным спросом.
— Как всегда, в автосалонах не хватает бюджетных автомобилей и новинок этого года, — констатирует Дмитрий Горбенко. — Очереди выстроились на покупку LADA Granta, на новый Renault Duster, на хиты прошлого года Hyundai Solaris, KIA Rio, Volkswagen Polo.