Половину рынка перевозок в Ростовской области контролируют ТОП-20 экспедиторов
N составил рейтинг 20 крупнейших транспортно-экспедиционных компаний Ростовской области по объему выручки в 2023 году. Они занимают половину рынка. С большим отрывом опережает остальных компания "Еврологистик", заработавшая более 4 млрд рублей. Пьедестал почета с ней разделили "КАРГОТЭК" и "Магеллан", выручившие примерно по 2,5 млрд рублей. В среднем за год первая двадцатка выросла почти в полтора раза.
В ТОП-20 донских экспедиторов попали в основном компании, работающие с различными видами транспорта или же только с железнодорожным, осуществляющие внутренние и зарубежные перевозки. Типичный портрет участника этого рейтинга представляет лидер рынка - транспортная группа «Еврологистик», сделавшая ставку на перевозки грузов по территории стран СНГ и Балтии, Грузии, Ирана, Афганистана, Монголии и Китая всеми видами транспорта, кроме авиационного. Компания демонстрирует стабильный рост, в прошлом году он составил 30%, а выручка превысила 4 млрд рублей (см. таблицу).
Минувший год в целом был удачный для донских транспортно-экспедиционных компаний. 44,8 млрд рублей выручили все компании отрасли, показавшие финансовые результаты. Половина суммы — заслуга первой двадцатки. Совокупная выручка ТОП-20 выросла на 44%, отдельным участникам рейтинга удалось вырасти в несколько раз, а компании "КАРГО ТЭК", занявшей вторую строчку рейтинга, - в рекордные 22,7 раза. В результате выручка компании превысила 2,5 млрд рублей.
Примечательно, что ООО «КАРГОТЭК», имеющее более 60 филиалов, перевозит сборные грузы только по РФ и только автотранспортом.
Сборные грузы — экономичный способ доставки товара для которого излишне использовать отдельный автомобиль. Таким путем перевозятся как промышленная продукция и стройматериалы, так и частные заказы с маркетплейсов. Именно внутренние автоперевозки демонстрировали наибольший рост в 2023 году. По данным биржи грузоперевозок ATI.SU, которые приводил «Коммерсантъ», в первой половине 2023 года количество заявок на перевозки по РФ увеличилось в полтора раза, а к концу года динамика замедлилась до 29%. Участники рынка, к которым обратился с вопросами N, предпочли не давать комментариев, но на своем официальном сайте «КАРГОТЭК» заявляет, что обеспечивает соблюдение сроков перевозок и выгодные тарифы. Возможно, поэтому так успешно. Впрочем, эта компания удивляет еще и невероятно высокой производительностью труда. Многие перевозчики не показывают раздутых штатов, но «КАРГОТЭК» оперировал миллиардами с помощью всего двух сотрудников.
Сейчас автомобильные перевозки дешевеют. За три месяца индекс ATI.SU, отражающий динамику ставок по РФ, сократился на 10,2%.
«Бронзовая медаль» досталась ООО «Магеллан». По данным «СПАРК-Интерфакс», компания зарегистрирована в Ростове, а на официальном сайте сказано, что головной офис находится в Краснодаре, представлена она в пяти городах РФ и в Армении. Компания берется за все виды перевозок и мультимодальную логистику, а также перевозит негабаритные грузы и контейнеры. В прошлом году ее выручка выросла в 2,4 раза до 2,4 млрд рублей.
Следующие две строчки рейтинга занимают железнодорожники. «Экспокомлогистика» специализируется на перевозке зерна и заявляет, что перевезла за год 400 тыс. тонн грузов.
«ДТК-Юг», имеющий собственный парк крытых вагонов, полувагонов и контейнеров, перевозит более 40 тыс. тонн в месяц, работает с 18 странами и с 9 портами, осуществляет и мультимодальные перевозки. На сайте компании опубликованы показатели выручки, отличающиеся от данных «СПАРК-Интерфакса»: еще в 2022 году компания выручила почти 1,6 млрд рублей, что в 2,4 раза больше, чем годом ранее.
Хотя в целом бизнес перевозчиков развивался динамично, в списке есть семь компаний, сокративших выручку. Крупнейшая из них — группа «РАНДАР» оказывающая услуги по международной логистике с 2014 года (Китай, Индия и др. страны, доставка до таможенного склада в Луганске). В прошлом году ее выручка сократилась на 31,3% до 1,2 млрд рублей. Компания также занимается закупкой зерновых, торговлей c/х продукцией, продажей минеральных удобрений, изготовлением кузовов прицепов зерновозов.
На седьмом месте — ростовская торгово-транспортная компания «Танаис», сайта которой найти не удалось. Это не помешало компании увеличить выручку почти на 80%, имея в штате всего 4 человека. Аналогичная ситуация с аксайским ООО «Югимпэкс», занимающим восьмую строчку, благодаря слаженной работе 6 специалистов.
Далее идут железнодорожники, заметно сократившие выручку. «СВС ТрансСервис» заявляет, что работает на рынках РФ и стран СНГ, постоянно увеличивая объемы грузоперевозок. Ежемесячно компания перевозит более 20 тыс. тонн грузов в разных типах вагонов, а также занимается крупногабаритными грузами. ООО «Факел-Логистика» помимо ж.-д. перевозок, торгует твердым топливом, производит различную угольную продукцию.
На 11-й строчке — компания из Азовского района «Комплекс27». Она занимается перевозкой сборных грузов и активно работает на международном рынке. На сайте компании сказано о более, чем 130 постоянных направлениях доставки.
— Вся наша работа направлена на то, чтобы у вас не возникало каких-либо сложностей и проблем при открытии для себя новых рынков сбыта, при закупке оборудования, товаров и комплектующих за рубежом, — приведена там же цитата директора по развитию компании Евгения Глазко.
На 14-м месте «ФортеТранс», работающая с контейнерами. Следующее за ним ООО «Владофлот» организует перевозки экспортных и импортных грузов в Азию, Европу, Африку, Латинскую Америку. Компания перевозит зерно, нефтекокс, инертные и прочие материалы.
На 17-й строчке — бывшая «Планета Юг», делающая акцент на редкий авиатранспорт и традиционные автомобили. Компания заявляет, что она одна из немногих перевозит грузы в Крым.
Замыкает список «Трак-Сервис», специализирующийся на особо крупных проектах в следующих сферах: газовое и нефтяное оборудование, горнодобывающая отрасль, машиностроение, мостовое строительство, металлургия, энергетическая отрасль, а также атомная отрасль.