Одним клиентом сыт не будешь
Транспортные компании, перевозящие грузы отдельными машинами для одного клиента, снизили объемы перевозок.
В 2015 году перевозчики грузов отдельными машинами из-за спада в экономике и усилившейся конкуренции снизили объемы работ. В сегменте сборных грузов крупные компании увеличили объемы перевозок за счет расширения филиальной сети и улучшения сервиса. Тарифы на перевозки в обоих сегментах рынка до сих пор оставались неизменными. Однако они могут вырасти из-за введения 15 ноября дополнительного сбора с крупных грузовиков за проезд по федеральным трассам.
По данным Ростовстата, за январь — сентябрь 2015 года грузооборот местных грузоперевозчиков снизился на 14,7% — до 1369,5 млн ткм, год назад был прирост — 28,8%. Интересно, что служба статистики не приводит информацию об общем объеме перевезенных грузов.
Участники рынка, перевозящие грузы отдельными машинами, говорят о падении спроса на их услуги.
— Объемы перевозок снизились практически в 2 раза, — сетует директор новочеркасской компании «Н-Транс» Гарислав Алексеенко. — На рынке значительно сократилось количество строительных грузов, товаров народного потребления и оборудования. В этом году многие перевозчики, имевшие контракты с контрагентами из западных стран, переключились на внутренние направления, тем самым усилив борьбу на рынке магистральных перевозок, который и так всегда был очень конкурентным.
Директор СРО «Межавтотранс» Дмитрий Ирхин сообщил, что объемы работ в его организации просели на 5–7%. По его словам, в связи со спадом в промышленности и строительной отрасли предложение автотранспортных услуг значительно превышает спрос. Тарифы на перевозку таких грузов за год практически не изменились.
— За последние 3 года мы не меняли тарифы на перевозки, — говорит г-н Алексеенко. — В то же время цена дизтоплива за аналогичный период выросла в 2 раза. Стоимость запчастей и других комплектующих на иностранную технику увеличилась соразмерно курсу валют. По сути, сейчас мы работаем с нулевой рентабельностью.
С этим согласился Дмитрий Ирхин. По его словам, тарифы на определенные направления выросли всего на 1–2%, цены на основную часть маршрутов не изменились.
— Из-за высокой конкуренции тариф на перевозку доходит до неразумных пределов, — продолжает г-н Ирхин. — Перевозчики, которые приобрели технику в лизинг, готовы работать за шапку сухарей, лишь бы ее не потерять.
На рынке перевозок сборных грузов несколько иная ситуация. Крупные компании в отличие от небольших за счет расширения филиальной сети и улучшения сервиса наращивают объемы работ.
— На 2015 год запланирован 100-процентный прирост оборотов по сравнению с 2014 годом, — говорит руководитель отдела по работе с клиентами компании «КИТ» (более 200 представительств в России) Олеся Сысова. — Обусловлено это, прежде всего, значительным увеличением сети наших представительств в центральной части России и на юге страны. Существенное увеличение грузопотока наблюдается на уральском и крымском направлениях, а также в Казахстан. В настоящее время мы видим несущественное увеличение грузооборота оборудования, текстиля, металлопроката и ряда других товаров. В сложившейся на рынке ситуации, на мой взгляд, можно выделить тенденцию укрупнения бизнеса: увеличение перевозок у крупных компаний и схождение на нет отправок мелкого бизнеса.
В компании «Генеральная экспедиция», по словам ее старшего менеджера Сергея Чухраева, объемы перевозок сборных грузов несколько просели.
— Сборные перевозки не основной вид нашей деятельности, сейчас мы больше занимаемся отправкой грузов железной дорогой, но полагаю, что снижение наблюдается у многих местных перевозчиков, — говорит г-н Чухраев. — Заметно сократились объемы перевозок товаров народного потребления, которые закупал малый бизнес, занимающийся торговлей. В связи с ухудшением экономической ситуации некоторым перевозчикам пришлось уйти с рынка. Например, в этом году закрылась довольно крупная компания «Автотрейдинг», имевшая широкую филиальную сеть в России.
По словам г-на Чухраева, за год стоимость перевозок сборных грузов выросла примерно на 10%. В компании «КИТ» сообщили, что на протяжении всего 2015 года тарифы не меняли, а в направлении Крыма, после решения вопроса многодневных простоев машин в очереди на паром, тарифы были снижены на 15–20%.
— Конкуренция на рынке грузоперевозок, несомненно, очень высока. В 2015 году значительное влияние на грузопоток транспортных компаний оказало закрытие одного из главных игроков рынка — компании «Автотрейдинг» и нескольких менее крупных перевозчиков, — говорит г-жа Сысова. — За этот же период на рынке появился только один новый игрок. Особенностью нынешней ситуации является переориентация с количественной, как было ранее, на качественную конкурентную борьбу. Существующие транспортные компании встали на путь улучшения сервиса, качества обслуживания, привлечения клиентов специальными предложениями, более удобного документооборота и т. д.
В ближайшее время стоимость грузоперевозок может вырасти. С 15 ноября вступил в силу закон о взимании дополнительной платы за проезд по федеральным трассам транспорта весом свыше 12 тонн. В ноябре размер сбора составит 1,53 рубля. Однако с 1 марта он вырастет до 3,06 рубля, а в январе 2018 года — до 3,75 рубля.
Против взимания дополнительной платы по всей стране митингуют дальнобойщики. В Ростовской области акция протеста прошла возле х. Ленина в Аксайском районе.
На нескольких сайтах транспортных компаний корреспондент N увидел объявления о возможных изменениях тарифов в связи со взиманием сборов с крупнотоннажных грузовиков.