Продажи новых легковых автомобилей сократились на 15,3%
Продажи легковых авто за 9 месяцев этого года в Ростовской области снизились на 15,3%. Дилеры с пессимизмом ожидают конца года: если раньше все в этот период наращивали продажи, то сейчас надеются удержать летние показатели в связи с резким скачком курсов валют.
По итогам 9 месяцев этого года объем продаж новых легковых автомобилей в Ростовской области, по данным «Автостата», снизился на 15,3% и составил 41,7 тыс. штук. В целом по России продажи просели на 12,2%. За третий квартал этого года спад на рынке ускорился: с января по июнь 2014 г. областной рынок просел на 11,8%, общероссийский — на 7,6%. По словам ведущего аналитика агентства «Автостат» Азата Тимерханова, причины снижения продаж новых автомобилей в Ростовской области такие же, как и в целом по России: нестабильность экономики, рост курсов валют, неуверенность покупателей и снижение продаж авто в кредит.
Он добавил, что продажи таких марок, как Toyota и ŠKODA, в Ростовской области характеризовались лучшей динамикой, чем в целом по России. В то же время бренды с отрицательной динамикой здесь просели сильнее по сравнению с общероссийскими показателями.
Марка LADA, как и прежде, остается лидером рынка в Ростовской области, но демонстрирует отрицательную динамику продаж (см. инфографику). Как сообщает «Автостат», в октябре продажи LADA в целом по России впервые выросли на 0,8% после 19 месяцев падения.
Спрос на марку LADA есть, в том числе за счет действия программы утилизации, которая началась в сентябре. В ее рамках «АвтоВАЗ» предлагает скидку 50 тыс. руб. на покупку нового автомобиля LADA при условии сдачи в утилизацию старой машины. Как сообщил N руководитель направлений LADA и Daewoo компании «Темп-Авто» Александр Еремеев, по итогам 9 месяцев у компании спад продаж составил 4%.
— Наиболее серьезное снижение продаж было в августе, — уточнил он. — Нам помогло возобновление программы утилизации, но ближе к середине октября лимит этой программы, который составил всего 40 тысяч договоров, уже был исчерпан. У большинства участников рынка продажи также просели.
В компании «ААА Моторс» в целом за 10 месяцев этого года реализовали 10,3 тыс. авто, что на 5,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Непосредственно в Ростове компания продала 6,7 тыс. автомобилей, что на 9,3% меньше, чем за 10 месяцев 2014 года.
Руководитель отдела продаж ООО «Авангард» Юрий Самощенко сообщил, что за 9 месяцев этого года продажи автомобилей Opel у компании снизились на 6%, Chevrolet — на 15%, и эта ситуация даже лучше, чем в целом по России. По его прогнозам относительно продаж в компании, по итогам года марка Opel просядет на 15%, Chevrolet — на 20%.
— Ситуация ухудшается. Если к концу прошлого года после летнего снижения дилеры смогли нарастить продажи, то в этом году наша основная задача — удержать летние показатели, которые были хуже, чем в прошлом году, — говорит он. — Радужные надежды на осень, на программу утилизации не оправдались.
По мнению г-на Самощенко, ситуация, сложившаяся на конец года, осложняется еще и тем, что многие производители в течение года сокращали объемы выпуска, и сейчас наблюдается некоторый дефицит на самые ходовые модели авто.
По наблюдениям директора компании «Гедон Авто-Премиум» (дилер Infiniti) Александра Мухонькова, продажи упали на 15%. — Активность клиентов сейчас очень низка, ввиду роста курсов валют они не знают, что им делать, — говорит он. — Кроме того, модельный ряд Infiniti не совсем новый, и в ближайшее время планируется разве что обновление внедорожника QX80. Остальные обновления придутся только на 2016 год. У конкурентов обновление модельного ряда происходит оперативнее.
В этом году цены на автомобили выросли. Так, рост цен на бренды, входящие в портфель компании «ААА Моторс», составил от 10% до 13%. По словам Юрия Самощенко, за 2014 год цены выросли на 7–10% и в конце ноября — начале декабря ожидается подорожание еще на 10%.
В сложившейся ситуации маржинальность у дилеров снизилась.
Как утверждает Александр Мухоньков, сейчас у его компании она минусовая.
— В России 18–20 дилеров марки Infiniti, и покупатель автомобиля этой марки, как правило, сравнивает цены, — объясняет он. — Нашу ситуацию осложняет то, что московские дилеры демпингуют. Поэтому нам приходится зарабатывать на страховании, кредитовании и продаже допоборудования для тюнинга и рестайлинга. Для наших клиентов это актуальные услуги с учетом отсутствия новинок марки.
В компании «ААА Моторс» говорят, что маржинальность в этом году заметно снизилась, по отдельным брендам продажи — на пороге рентабельности.
В компании «Авангард» тоже отмечают снижение маржинальности.
Продажи авто в кредит у «ААА Моторс» за 10 месяцев снизились с 37,5% до 32%. У компании «Авангард» доля автомобилей, продаваемых в кредит, за 9 месяцев упала до 25–30%, хотя раньше доходила до 40–45%. Как пояснил Юрий Самощенко, тарифы самих банков подорожали не сильно, но выросли в цене полисы каско и увеличилось количество отказов со стороны банков.
На фоне всеобщего падения выделяется краснодарская компания «КЛЮЧАВТО», которая наращивает долю рынка в Ростове. По сообщениям пресс-службы компании, за 9 месяцев этого года она реализовала более 19 тыс. авто, что на 17% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост в компании связывают с расширением дилерской сети, эффективными бизнес-процессами, клиентоориентированностью и грамотной маркетинговой стратегией. В то же время в пресс-службе компании говорят, что автобизнес развивается, открываются новые дилерские центры, конкуренция возрастает, соответственно, фронтальная маржа с каждым годом падает. Там добавляют, что остается возможность поддержать маржу за счет выполнения планов дистрибьютора по многим показателям и благодаря внедряемым комплексным услугам для покупателей по предоставлению им дополнительных финансовых продуктов, таких как страхование и кредитование.