«В свободное время я охочусь за самолетами!»
В начале июля ростовских споттеров — фанатов авиафотосъемки — впервые официально пустили на взлетную полосу ростовского аэропорта встречать Airbus.
Споттер не просто человек с биноклем или фотоаппаратом, наблюдающий за взлетом и посадкой воздушных судов. «Охотники» отлично разбираются в моделях и технических характеристиках самолетов. За рамками имиджевых мероприятий они во всем мире продолжают оставаться головной болью сотрудников служб авиационной безопасности. «Охотник» за самолетами рассказал N, кто и как выслеживает редкие самолеты в Ростовской области. Кому может понадобиться знать наизусть расписание международного аэропорта? Кто лучше окрестных кошек знает все дыры в заборе и с какого именно места лучше всего на рассвете видно точку отрыва взлетающих воздушных судов? Они прослушивают переговоры пилотов и скупают новейшее фотооборудование, всеми правдами и неправдами проникают на гражданские и военные аэродромы. Службы авиационной безопасности берут их на карандаш. К терроризму такой образ жизни отношения не имеет, это — Plane Spotting, что можно перевести как «наблюдение за самолетами». История знает случаи, когда власти обращались к споттерам за помощью при расследовании авиакатастроф, ведь, несмотря на усилия служб безопасности, они умудряются снимать взлеты и посадки и ведут подробные записи наблюдений. Тематические форумы споттеров можно читать как книгу отзывов о техническом состоянии авиапарка: тут и детальные снимки лайнеров, и отзывы о задержках рейсов, и обсуждение эстетичности фирменного стиля. Возможно, в будущем отзывы споттеров станут таким же рекламным инструментом для авиаиндустрии, как сегодня блоги о товарах и услугах, а пока немногие авиакомпании готовы подпустить фотографов поближе к полосе.
Александр Захаров — сорокалетний менеджер автосалона, он же ZaharSpotter, представитель немногочисленного круга ростовских споттеров — любит самолеты с детства.
— Правильно будет сказать, что это не увлечение, это просто моя жизнь. Я — сын военного летчика, практически всю жизнь провел в военных гарнизонах, так что моими игрушками были настоящие «миги» и «сушки». Дед также был военным летчиком, Герой Советского Союза. Именно охочусь за самолетами уже 3 года, хороший фотоаппарат купил только в этом году, поэтому стал охотиться активнее. Времени трачу по возможности, могу месяц ничего не фотографировать, а могу на 3 дня уехать за 500 км за хорошими фото. Хобби не из дешевых, деньги уходят на бензин или на перелет, если лететь в другой город, да и фототехника стоит ощутимо. Так что совсем уж фанатом меня назвать нельзя: у меня двое маленьких детей, естественно, семья в приоритете.
По словам Александра, удачные трофеи — это редкие борта, которые не часто попадают в поле зрения споттеров и тем более в поле зрения простых людей:
— Я пока не участвовал в тематических конкурсах, да и цели такой не ставлю. Мне нравится сам процесс. Я могу не фотографировать, а просто сидеть и наблюдать за пролетающим бортом, у меня есть радиостанция, я слушаю радиообмен. Сообщество в мире достаточно большое, есть специальные сайты, где любители авиации обмениваются информацией, фотографиями. Соответственно, у многих есть цель первым «поймать» новый борт, у других — пробраться туда, куда не пускают.
Для служб безопасности большую часть времени споттеры — нежелательные персоны. Среди споттеров нередко встречаются и просто любители острых ощущений, для которых важнее рассказ о том, как прятались в оврагах, а не полученные снимки.
Качественная фотография несущегося самолета — это хорошая оптика, хорошие погодные условия, долгое ожидание и считанные секунды на саму съемку. В ростовском аэропорту съемка идет из-за забора, с небольшими аэродромами удается найти общий язык и договориться о том, чтобы выйти прямо ко взлетной полосе. Даже военные достаточно лояльно относятся к дисциплинированным споттерам — они желанные гости на днях открытых дверей.
— Большие гражданские аэродромы время от времени устраивают официальные споттинги, — поясняет Александр. — Совсем недавно авиакомпания «Донавиа» получила первый Airbus A319-112. Естественно, в ростовском аэропорту его торжественно встречали представители авиакомпании, организовали красивую церемонию, пригласили журналистов. Впервые не забыли и про споттеров, или, как тактично нас называют, авиафотографов, — разрешили вести фотосъемку буквально у самой взлетно-посадочной полосы, естественно, с соблюдением всех норм безопасности полетов. Это уникальная возможность снять первый полет нового борта над Ростовом, тем более так близко. Теперь надеемся, что сотрудничество станет постоянным и нас будут приглашать еще. Когда едешь на мероприятие или просто на небольшой аэродром, никогда не знаешь, как встретят. Могут загнать куда-нибудь, чтобы под ногами не путались, или, наоборот, спрашивают, где мы хотим разместиться. На каком-нибудь крошечном аэродроме могут принять как долгожданных гостей или грозятся сдать полиции как террористов. Но серьезных неприятностей не случается.
По словам многих споттеров, самое сложное в «охоте» за самолетами — объяснить нормальным людям, зачем ехать за сотни километров, часами кормить комаров и снимать сотни кадров летающих машин. Ведь для большинства блестящие точки далеко в небе совершенно одинаковы.