«Как будто рисует сама судьба моей рукой»
Художница Ирина Лютик рассказала о собственном видении популярного направления в искусстве.
Флюид-арт (fluid art) — набирающее популярность направление интерьерной живописи. Создание картин во многом напоминает арттерапию, а результат прекрасно впишется в современный офис или квартиру. Абстрактные картины нередко создаются как продолжение общей концепции дизайна или же, напротив, становятся началом кардинальных перемен. Ирина Лютик одной из первых в регионе познакомила публику с новым жанром, и сегодня ее работы можно увидеть далеко за пределами региона и даже страны.
N: — Как давно вы пришли к флюид-арту?
И.Л.: — Я практически всю жизнь занимаюсь живописью, дизайном. Закончила художественную школу, перебрала несколько направлений: масло, акварель, гуашь, делала витражи, картины из ниток. Прошлой зимой в Инстаграме познакомилась с новым стилем и погрузилась в эксперименты. Флюид понравился неуправляемостью процесса. Это важное отличие от классической живописи, где ты так или иначе представляешь результат, а значит, присутствует некоторое ограничение во вдохновении. А здесь снимаются все ограничения, как будто рисует сама судьба моей рукой. Моя задача — намешать раствор, подобрать цвета. А все остальное — это уже не я.
N: — Эта техника доступна для непрофессиональных художников?
И.Л.: — Если в качестве хобби — вполне. Сам процесс рисования, на первый взгляд, не кажется сложным, но в итоге это обманчивое впечатление. Кроме технических приемов вступают физика и химия, нужно учитывать совершенно неожиданные для художника условия. Главная сложность — в приготовлении рабочего состава. Пока этому не учат, во всяком случае в Ростове, но имеющиеся навыки позволяют мне экспериментировать достаточно уверенно. Сам процесс включает работу с жидкими субстанциями разной текучести и плотности, которые еще и изменяются в процессе. То есть, с одной стороны, процесс очень творческий и идет сам собой, а с другой — все же стоит знать, какая добавка какой даст эффект.
N: — В итоге вы сформировали собственную технику?
И.Л.: — Да, у меня авторский состав. В плане выразительных средств моя идея — использовать силуэты цветом или поталью. Также кроме меня никто не рисует люминофором. Никто в России точно. Это флюоресцирующий компонент, который можно смешивать с красками. На свету добавка не видна, а в темноте мягко светится. Мои картины имеют «темную» и «светлую» стороны.
N: — Сколько стоят картины в этой технике?
И.Л.: — В зависимости от композиции — от 500 рублей и примерно до десяти тысяч в среднем, а далее до бесконечности. Размер картины тоже может быть самый разный. Я исхожу из себестоимости и желания изыскать средства на новые работы, а не жду, пока мои работы взлетят в цене. За рубежом картины fluid art сейчас очень популярны, там нижняя планка — около 300 долларов, поэтому я планирую более активно выходить на иностранных ценителей.
N: — Вы работаете на заказ? Есть картины, с которыми не захотелось расставаться?
И.Л.: — Флюид можно назвать не столько самостоятельным произведением, сколько некой «точкой сборки», которая либо дополняет интерьер, либо задает ему тон. Оставляет отпечаток человека даже в самой упорядоченной хайтек-обстановке. Так что именно человек, для которого я рисую, выступает спусковым механизмом вдохновения. Сейчас подготовительный этап большого проекта — заказчик хочет во всей квартире повесить мои картины, чтобы они оставались независимыми, но при этом перекликались, составляли единую композицию, пронизывающую все помещения. Ждем окончания отделочных работ, чтобы можно было спокойно сесть, прочувствовать, обсудить и начать творить. Бывает и так, что сначала приходит картина и буквально сразу — покупатель. Наверное, это я так в будущее подсматриваю и узнаю, что надо приготовить картину. На данный момент есть одна картина, которая не ушла в продажу, — оказалось, что я ее нарисовала для хорошего человека и она заняла свое место в его доме.
N: — Продажа картин приносит прибыль?
И.Л.: — Художник, как правило, должен быть голодным. Конечно, хорошо, что сейчас стали доступны всевозможные краски, холсты, дополнения, но это довольно дорого. Мастерская у меня на дому — выделила комнату на всю эту химию. Закупки идут за счет заработка по основной работе, и этого очень мало. Желания рисовать — очень много, идей — океан! Очень хочется перейти к следующему этапу — технике resin art (рисование эпоксидной смолой. — N). Стараюсь изыскать средства на эксперименты.
N: — Где можно купить ваши картины?
И.Л.: — На данном этапе картины покидают мастерскую стремительно, иногда даже сфотографировать не успеваю. Есть в планах интернет-площадка, но я пока не готова. Все мои работы висят у друзей, знакомых, их друзей и знакомых и так далее — Ростов, Батайск, Таганрог, Краснодар, Иркутск, Екатеринбург, Варшава.
N: — Вы считаете себя состоявшимся мастером?
И.Л.: — А что, кто-то в этом признается? Конечно нет! Я в самом активном поиске, у меня масса планов — что еще надо изучить и попробовать. Да и надо еще руку набивать.