25 счастливых случайностей
В Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской (МСИИД) проходит выставка ростовского фотохудожника Сергея Крюкова «День и ночь. Четверть века». По словам мастера, для творческого успеха очень много значат хорошая техника и умение с ней обращаться. Бывает, нужно переснимать несколько раз, чтобы реализовать замысел. Но самое главное — удача. Лучшие, по мнению автора, работы представлены в МСИИДе. Их 25, и они появились в первую очередь благодаря везению.
— Принципиальное отличие фотоискусства от живописи — возможность сохранить мгновение, которое никогда больше не повторится, — говорит Сергей Крюков. — Это чем-то похоже на работу скульптора с настоящим мрамором: неверное движение инструмента — и придется начинать сначала.
С другой стороны, если уж случай «подыграет» автору, результат будет невероятным. На выставке есть фото, которое выглядит как кадр из фильма. Женщина стоит спиной к зрителю у темного входа. А дальше — выход, свет и силуэт мужчины. Бессмысленно пытаться передать словами драматургию этого произведения. Его нужно видеть. Корреспондент N спросила автора, сколько времени заняло выстраивание кадра, как шла работа с моделями, как женщине и мужчине разъясняли замысел художника. Оказалось, что это не постановка, и постановочных фото в экспозиции нет. Сергей Крюков фотографировал знакомую у входа в разрушенную церковь. Неизвестно, кто этот мужчина. Он случайно попал в кадр и сделал из дружеского фото на память произведение искусства. Как отметил собеседник N, случай, везение, пожалуй, самое важное в художественной фотографии. Как правило, постановочные фото вообще не считаются искусством.
— Художественное фото — это когда персонажи не видят автора, это съемка исподтишка, — говорит мастер.
Люди часто так глубоко погружены в себя, заняты своими делами, что не замечают фотографа, пока он к ним не обратится.
Лучшее произведение получится, если в один миг сойдутся несколько счастливых случайностей. Именно так появилась фотография «Знамение». Можно смело утверждать: никто никогда уже не сделает такой снимок. Невозможно предвидеть, что инверсионные следы двух самолетов прочертят крест в небе над собором. К тому же мало дождаться такого события. Нужно еще, чтобы мастер оказался в нужной точке и снимал под определенным углом. Если из этой цепочки совпадений убрать хотя бы одно звено, ничего не получится.
Уникальный момент жизни — это, можно сказать, содержание фотографического произведения, которое признают искусством. Такие снимки нельзя серьезно обрабатывать. Допустимо обрезать стороны, поменять некоторые цвета. Но в целом работа должна быть такой, чтобы ее можно было сразу печатать. То есть творческий процесс завершается до печати. И конечно, он бывает сложным, требует массы времени и усилий.
— Зрительное восприятие многократно превосходит возможности техники, — отмечает Сергей Крюков. — Может не справиться даже недоступное по цене оборудование высочайшего класса, которое стоит миллионы.
Поэтому фотографу бывает непросто поделиться своим впечатлением. Нужно очень постараться, чтобы итог работы был максимально близок к тому, что увидел художник. Например, технически очень сложно было показать ночной двор в отражении окна. Хороший фотоаппарат «не вытягивал». Автор сделал десятки кадров, чтобы один из них как-то передал замысел.
В октябре исполнилось 25 лет с тех пор, как Сергей Крюков занялся фотографией.
— Это было в 1999 году, когда я впервые попал в фотоклуб «Эксперимент», — вспоминает собеседник N. — Любовь к этому виду искусства мне привил мой учитель — ростовский художник и фотограф Юрий Федорович Рышков. Также считаю учителями Ивана Борисовича Порто и Андрея Вадимовича Усова.
Планы художника, конечно, связаны с творчеством.
— Хотелось бы сохранить все, что я узнал от моих преподавателей об этом искусстве — настоящей классической фотографии, — говорит мастер.
К тому же художник заинтересован в известности и коммерческой успешности своих работ. Мастер готовится к новым выставкам, в том числе коллективным. Они пройдут в Ростовской области и Санкт-Петербурге. Главное — организовать жизнь так, чтобы на все это хватило времени. Сергей Крюков по образованию — врач, кандидат медицинских наук. Специализация — репродуктология, гинекология, экстракорпоральное оплодотворение, УЗИ-исследования. Сергей Крюков совмещает медицину и фотоискусство, хотя это, по его словам, совсем не просто.
Выставка будет работать до 24 ноября. Адрес музея: Шаумяна, 51. Он открыт со среды до воскресенья с 12.00 до 18.00. Вход свободный.
Справка
Сергей Крюков — почетный академик Международной академии современных искусств, участник более 50 региональных, всероссийских и международных выставок, член 11 творческих профессиональных союзов. Г-н Крюков — председатель Ростовского профессионального союза художников России и Ростовского представительства Российского фотосоюза. Ведет большую общественную работу. В 2011-2015 гг. на базе Южного федерального университета участвовал в разработке российских стандартов высшего профессионального образования в области фотоискусства «Техника и искусство фотографии». Основатель и руководитель курса повышения квалификации «Теория и практика фотографии с введением в фотожурналистику и компьютерную графику» для художественно-графического факультета Южного федерального университета.