«Меню успешных ресторанов, скорее всего, будет коротким»
Станислав Затонский, директор по маркетингу сети пекарен «КЕКС», а также проектов Shalom Shalom, «Ваха Лавка» и Paparazzii, полагает, что ресторанный бизнес продолжит дрейф в сторону нишевых заведений с интерактивом, популярными шефами и собственной доставкой.
N: — Какова, на ваш взгляд, главная тенденция, которая сулит существенные изменения жизни людей, общества, компаний и организаций?
С.З.: — Главная тенденция — ориентация на счастье личности. Надеюсь, что все больше компаний начнут задумываться о таких понятиях, как «счастье сотрудника», «удобный график работы», «дружелюбный коллектив». Все станет еще более гибким и персонифицированным. Уверен, увеличится и значимость удаленной работы, так как с каждым годом все больше и больше склонных к такой деятельности представителей поколения Z начинают строить свои карьеры.
Если говорить о ресторанном бизнесе, то следует отметить возрастающую значимость доставки. В Ростове наконец-то появляются небольшие дарк-китчен-проекты (заведения, работающие только на доставку. — N). Ретейл начинает уделять внимание современным кулинариям, еда из которых удобна как для классических офисных сотрудников, так и для современной молодежи, которая не привыкла много готовить дома. Это все очевидные западные тенденции, которые спустя 7-10 лет наконец-то добираются и до нас.
N: — Как через 10 лет будет выглядеть ресторан, что в нем радикально поменяется?
С.З.: — Появятся нишевые концептуальные проекты, каких сейчас много в Москве. Будет больше попыток работать с монопродуктом: здесь важна в первую очередь экономика таких предприятий. Классические рестораны будут дополнены интерактивом, возрастет значимость личности шефов. Меню успешных ресторанов, скорее всего, будет коротким и концептуальным, нежели многостраничным и разнообразным.
N: — Рестораны будут развивать собственную доставку или в основном работать через агрегаторы?
С.З.: — Учитывая комиссии агрегаторов, думаю, все больше ресторанов будут пытаться создать собственную эффективную систему доставки. Возможно, ведущие рестораны с большим объемом доставки смогут объединяться в некоторые группы по интересам, создавая, таким образом, новые небольшие агрегаторы.
N: — Какой дополнительный сервис, развлечения будут предлагать рестораны?
С.З.: — Для меня ресторан — это место в первую очередь про еду и, как результат, человеческие эмоции. Ведь, как давно известно, люди не ходят в рестораны только для утоления чувства голода. Думаю, как и сказал выше, в сервис добавится интерактив в различных его проявлениях.
N: — Будут ли в ресторанах работать официанты или все станет автоматизировано?
С.З.: — Безусловно, учитывая возрастающую стоимость оплаты труда, следует ожидать, что рестораны будут стараться держать, скорее, ограниченное количество высокопрофессиональных и многозадачных сотрудников, нежели большое — низкоквалифицированных. Я не верю, что уже в ближайшие годы все будет роботизировано, поэтому значимость личности, конечно, все еще играет важную роль. Помимо всего нас всех ждет отказ от наличных.