«В этом году мы планируем открыть около 65 магазинов»
По словам директора Южного округа розничной сети «Магнит» Сергея Андреева, в этом году компания планирует открыть в Ростовской области магазины форматов «у дома», «Магнит Косметик», а также дискаунтеры «Моя цена». С прошлого года «Магнит» развивает формат дискаунтеров не только за пределами, но и в самом Ростове.
В 2022 году объем поставок от местных производителей в сеть «Магнит» в пределах донского региона составил почти 16 млрд рублей. Сейчас компания сотрудничает с 150 поставщиками и планирует увеличивать их количество. «Магниту» не хватает предложений от местных поставщиков по молочной продукции и сырам.
N: — Сколько магазинов сети «Магнит» открылось в прошлом году в Ростовской области? Сколько магазинов и гипермаркетов она насчитывает на сегодняшний день?
С.А.: — В 2022 году в Ростовской области мы открыли 56 магазинов «Магнит» разных форматов, больше всего формата «у дома» и дискаунтеров «Моя цена». Сейчас здесь работают 1257 торговых точек, в том числе 32 магазина большого формата. Они открыты как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах.
N: — Каким был 2022 год для компании в Ростовской области, как оцениваете его итоги?
С.А.: — Несмотря на то что в 2022 году весь ретейл столкнулся с новыми вызовами, мы быстро и успешно адаптировались к новым реалиям и довольны результатами работы компании, в том числе в Ростовской области. Компания не останавливала развитие, а продолжила открывать новые магазины и обновлять действующие точки. Мы оперативно восполнили некоторый выпадающий ассортимент отечественными товарами, подключили новые каналы импортных поставок для продукции, не производящейся в нашей стране. То есть полка для покупателя не уменьшилась, выбор товаров оставался широким, и это учитывая, что 90% продуктов питания в «Магните», а в некоторых категориях и практически 100%, — отечественные, поэтому нехватки чего-либо не было.
N: — Как изменился рынок розничной торговли в Ростовской области? Какие основные тенденции можете выделить?
С.А.: — Общероссийские тренды покупательского поведения также характерны и для Ростовской области. Мы видим склонность потребителей к рациональным тратам и умному планированию бюджета с сохранением высоких требований к качеству продукции. Это во многом способствует продолжающемуся росту популярности дискаунтеров, которые увеличивают свою значимость и присутствие в FMCG-ретейле. Поэтому мы развиваем в Ростовской области качественные дискаунтеры «Моя цена» с ценами примерно на 15-20% ниже, чем в магазинах «у дома», при этом сервис остается на высоком уровне. Недавно в Московской области запустили формат жестких дискаунтеров «В1», в которых цены еще ниже и есть уникальные предложения. После тестирования нескольких гипотез примем решение о возможном масштабировании таких магазинов в других регионах. Мы хотим создать на российском рынке стандарт качественных дискаунтеров — формата, который в нашей стране представлен еще очень слабо.
Тренд на бережливость также способствует переключению покупателей на собственные торговые марки «Магнита». У нас доля СТМ в продажах составляет 20%, в продуктах питания продажи собственных марок в 2022 году выросли на 27%, в непродовольственном сегменте — на 35%. Всего в прошлом году «Магнит» запустил более 700 новинок частных марок. При этом мы единственный в России вертикально интегрированный ретейлер: у нас есть собственные агропромышленные и пищевые предприятия, которые также производят продукцию под нашими брендами.
Еще один тренд — переключение на российские товары. Например, ярким примером стал рост спроса на российские марки газировки на фоне ухода с рынка некоторых международных брендов. Их аналоги стремительно наращивают долю в категории. Среди непродовольственных товаров примерно вдвое выросли продажи отечественной бытовой химии, средств гигиены и косметики. Так, собственные торговые марки «Магнита» обогнали Pampers в продажах.
Безусловно, мы отмечаем и продолжающийся рост сегмента e-commerce, особенно в непродовольственной продукции, например в косметике. Так, «Магнит Косметик» в прошлом году вышел на такие площадки, как Озон и Wildberries, а в этом году запустил специализированный интернет-магазин с косметикой и другими товарами повседневного спроса.
N: — Какие планы по открытию магазинов в Ростовской области в этом году?
С.А.: — В этом году мы планируем открыть около 65 магазинов: «у дома», дискаунтеров, «Магнит Косметик».
N: — В 2021 году в Ростовской области работало 9 дискаунтеров «Моя цена», которые были открыты за пределами Ростова, сколько их сейчас?
С.А.: — В Ростове работает четыре таких магазина, всего их 36. Дискаунтеры открываются и в крупных городах, и в небольших населенных пунктах, что повышает доступность товаров для жителей и обеспечивает продовольственную безопасность.
Результаты работы этого формата показывают, что наше ассортиментное предложение и цены соответствуют ожиданиям жителей региона, вполне удовлетворяют их запрос на рациональные покупки в сочетании с качественным сервисом. Дискаунтеры продолжают демонстрировать сильные результаты: растут сопоставимые продажи и средний чек. Это не магазины для бедных, мы открываем дискаунтеры нового поколения без компромиссов по качеству товара. Это магазины для тех, кто ценит свои деньги и время, думает о качестве продукции и хочет приходить в чистые, светлые магазины с удобной навигацией и выкладкой.
N: — Планируете ли развивать какие-либо еще форматы в Ростовской области? Есть ли планы по реконцепции старых точек в новые форматы?
С.А.: — Да, планы есть. Например, хотим переформатировать несколько магазинов в «Магнит у дома плюс». Этот формат объединяет преимущества супермаркетов (увеличенный ассортимент, большая площадь, дополнительные сервисы) с доступными ценами точек «у дома».
Он ориентирован на покупателей, которым недостаточно ассортимента и сервисов классических магазинов «у дома», но при этом стремящихся к рациональным покупкам.
N: — Вносите ли изменения в концепцию существующих магазинов, ассортимент?
С.А.: — Да, мы ежегодно проводим редизайн магазинов, то есть обновляем торговые точки в соответствии с нашей стратегией развития и внедряем новые стандарты обслуживания: актуализируем визуальное оформление и наполнение, покупательский путь, добавляем новые клиентские сервисы. Это, например развитие предложения собственной готовой еды, установка касс самообслуживания, прайс-чекеров и многое другое.
N: — Расширяете ли сотрудничество с местными производителями? Какие сложности в работе с ними можете назвать?
С.А.: — Мы активно наращиваем сотрудничество с ростовскими сельхозпроизводителями, в том числе с фермерскими хозяйствами. У нас почти 150 региональных поставщиков, в 2022 году объем поставок от них только в пределах региона составил почти 16 млрд руб. Мы продвигаем их продукцию и за пределами родного субъекта. Фиксируем рост продаж товаров ростовских производителей в категориях «Мясо и мясная гастрономия», «Птица», «Заморозка», «Кулинария», «Мучные кондитерские изделия», «Хлебобулочные изделия», «Напитки» и другие. В части категорий для развития нам бы хотелось видеть больше предложений от местных поставщиков по стерилизованному молоку, сливкам, йогуртам, твердым, выдержанным, плавленым и творожным сырам.
Кроме того, много лет мы работаем с ростовскими производителями по проекту «Агроконтрактация» — это когда мы заключаем с хозяйствами прямые долгосрочные договоры с гарантированными объемами поставок фруктов и овощей. В рамках проекта мы авансируем своих партнеров, предоставляя им средства на закупку семян, удобрений, техники и оборудования, возможность вывоза продукции транспортом розничной сети и т. д. В сезоне июнь 2022 г. — февраль 2023 г. мы почти вдвое увеличили поставки продукции от ростовских поставщиков по агроконтактам. Важно, что мы готовы работать с любыми хозяйствами: и с небольшими объемами, и с теми, которые еще ничего не производят, но хотят зайти в этот бизнес и имеют какой-либо элемент производственно-логистической цепочки, например землю.
Основные трудности связаны с мелкими производителями, которые боятся начинать работу с крупной сетью из-за маленьких объемов производства, отсутствия собственных ресурсов для доставки товаров и некоторых других моментов. Хочу сказать, что мы очень заинтересованы и ждем товары небольших производителей в «Магните». Например, у нас много проектов и сервисов для фермеров.
Небольшим производителям мы предоставляем более гибкие условия поставок в сеть, используем упрощенную форму договора. Для заключения договора поставщики могут без лишней бюрократии подать заявку через специальный портал «Магнита» (srm.tander.ru).
Также мы регулярно проводим торгово-закупочные сессии от компании, участвуем в профильных мероприятиях, проводимых региональными властями.
N: — Растет ли количество компаний из Ростовской области, которые производят продукцию под СТМ «Магнита»?
С.А.: — Мы открыты новым партнерствам и параллельно наращиваем объемы производства в рамках действующих контрактов. Сейчас продукцию СТМ в разных ценовых сегментах для нас производят в хлебобулочных и кондитерских изделиях, молочной продукции, бакалее, безалкогольных напитках.
N: — Как оцениваете конкуренцию на рынке розничной торговли Ростовской области, насколько она усилилась в последнее время?
С.А.: — Ростовская область является одним из лидеров в России по объему оборота розничной торговли, безусловно, это высококонкурентный рынок. «Магнит» работает в мультиформатной модели, что позволяет отвечать разным покупательским миссиям, кроме того, мы постоянно развиваем сервисы и предложения не только в офлайн, но и онлайн-сегменте. У нас есть собственная и партнерская доставка. Конкуренция за покупателя станет еще острее, ведь, по данным аналитиков, сейчас потребитель посещает до шести сетей в месяц, чтобы выбрать наиболее выгодные предложения. Идет конкуренция как по цене на полке, так и по релевантности ассортимента, а также качеству сервиса. Но покупатель от этого только выигрывает. Ретейл в России сегодня — один из самых конкурентных секторов экономики.
N: — Почему «Магнит» и ближайший конкурент «Пятерочка» в Ростове часто открывается в непосредственной близости друг от друга, практически дверь в дверь?
С.А.: — Это касается не только «Магнита», но и любой розницы, в том числе несетевой. Магазины открываются там, где нужны покупателю, где есть потенциал для привлечения новых потребителей. Как и наши конкуренты, мы стремимся запускать торговые точки в наиболее подходящих и удобных местах с высоким трафиком, поэтому локации могут пересекаться. При этом у нас много форматов магазинов, и мы ориентированы на покупателей с разным уровнем дохода, в наших торговых точках есть как товары первой цены, так и среднего ценового сегмента и премиума, как минимальный набор сервисов, так и расширенное клиентское предложение. То есть у покупателя есть выбор, куда пойти.
Мы очень тщательно подходим к процессу запуска новых магазинов. В компании работает собственная геоинформационная система (ГИС). ГИС автоматически на основе различных признаков локации, в том числе конкретной среды, с помощью методов машинного обучения и математического анализа оценивает потенциальный товарооборот и эффективность будущих объектов, выбирает оптимальное местоположение, позволяет исключить каннибализацию.
N: — Какова доля «Магнита» на рынке Ростовской области? Планируете ли ее увеличивать?
С.А.: — Мы работаем в пределах установленных антимонопольным законодательством норм по доле сети на локальном рынке и не планируем ее превышать. У нас сохраняется потенциал для роста, мы будем увеличивать свое присутствие в Ростовской области.
Справка
«Магнит» был основан в 1994 году на юге России в Краснодаре как небольшая региональная компания. За это время «Магнит» вырос в одну из крупнейших российских компаний. На 30 июня 2022 года розничная сеть насчитывала 26 731 торговую точку в 67 регионах России. Наряду с продажей товаров компания занимается производством продуктов питания под собственными торговыми марками. Логистическая инфраструктура «Магнита» включает в себя 45 распределительных центров. 66,8% акций «Магнита» находятся в свободном обращении и торгуются на Московской бирже (MOEX: MGNT). В соответствии с ревьюированными результатами компании по МСФО 16 выручка «Магнита» за I полугодие 2022 года составила 1136,3 млрд руб., EBITDA — 128,4 млрд руб.
Сергей Александрович Андреев родился 17 декабря 1981 года в Пензе. Образование: Пензенский государственный университет, специальность «инженер»; Пензенский государственный педагогический университет, специальность «финансы и кредит», Высшая школа экономики (г. Санкт-Петербург), программа подготовки управленческих кадров. С 2008 по 2019 г. работал в «Ленте»: заместителем директора гипермаркета (г. Пенза), директором гипермаркета (г. Набережные Челны, г. Саратов), региональным директором (Сибирь, Поволжье, г. Санкт-Петербург). С 2019 года работает в сети «Магнит»: с 2019 по 2022 г. — директором Волжского округа, с 2022 г. — Южного округа. Женат, воспитывает двоих сыновей.