«Будем работать с газовыми объектами, имеющими неопределенный статус»
На Петербургском международном газовом форуме между Ростовской областью и «Газпром межрегионгазом» был подписан протокол, регулирующий в том числе передачу бесхозяйных объектов газовой инфраструктуры на баланс компании. По словам генерального директора компании «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» Владимира Ревенко, это позволит оптимизировать содержание групповых объектов газовой инфраструктуры, в частности в СНТ и ДНТ. При этом ряд вопросов, связанных с газоснабжением, все еще находится в процессе урегулирования с нормативной точки зрения.
N: — Какова ситуация с бесхозяйными газопроводами в Ростовской области, в частности в СНТ?
В.Р.: — Начиная с 1990-х годов граждане и предприятия сами строили себе газопроводы. Также этим занимались муниципалитеты. Трудность в том, что не все собственники готовы нести ответственность за обслуживание своих сетей, а это принципиально важно для их безопасной эксплуатации.
Не все сети с оборудованием принадлежат нам. При этом то, что не обслуживается, может выйти из строя. И очень часто это происходит в холодное время, когда объемы потребления большие, а платить за обслуживание чужих сетей никто не хочет. Приведу пример этого года в СНТ «Салют». Некоторое время назад инициативная группа жителей товарищества построила газопровод и подключилась к нему. В дальнейшем эти граждане за деньги предоставляли права доступа к газопроводу собственникам участков в СНТ. Однако в 2021 году президент РФ принял решение о том, что теперь газораспределительная организация (ГРО) обязана спрашивать разрешение собственника газопровода, который в течение трех рабочих дней после получения соответствующего запроса направляет согласие на подключение объекта. Вне зависимости от его ответа ГРО обязана подключать к этому газопроводу новых абонентов, если позволяет пропускная способность. Согласно Гражданскому кодексу РФ, расходы по эксплуатации газопровода и пунктов редуцирования газа лежат на собственниках, которые не получают от этого никаких доходов. Что делают собственники? Отказываются от обслуживания этой инфраструктуры. Газовые сети брошены.
В августе 2024 года в связи с технической неисправностью в автоматическом режиме сначала остановился один газорегуляторный пункт (ГРПШ) на территории СНТ «Салют», потом — второй. Этот ГРПШ высокого давления, и без договора с собственником мы не имеем права его обслуживать, ремонтировать. Поэтому аварийная служба при возникновении нештатных ситуаций отключает их от газопроводов. Для возобновления подачи газа собственник обязан заключить договор на техническое обслуживание со специализированной организацией. Не обязательно с нами: на территории Ростовской области такое оборудование могут ремонтировать, обслуживать и запускать 29 организаций. Обычно муниципалитет относительно быстро берет газопроводы, имеющие признаки бесхозяйных, на свой баланс и заключает соответствующий договор, после чего происходит пуск газа. В случае с СНТ «Салют», насколько мне известно, граждане судились с администрацией Октябрьского района Ростова о признании газопроводов бесхозяйными и оформлении в муниципальную собственность. Суд оставил иск без удовлетворения. У нас оснований запустить оборудование не было, пока прокурор и Следственный комитет не собрали всех участников процесса и не нашли действующего арбитражного управляющего СНТ. Он заключил с нами договор на обслуживание оборудования, и мы пустили в товарищество газ в течение одного дня. То есть речь о юридической проблеме, но она достаточно значимая. При этом многое зависит от позиций сторон. В СНТ «Виноградарь» была примерно такая же история: брошенные сети, шесть ГРПШ, два из которых кем-то были разграблены. В октябре 2023 года эти шкафы не запустились, соответственно, перестало хватать давления, потому что количество домов там достаточно велико. Нам совместно с администрацией города пришлось принимать решение, но в этом случае не было такого антагонизма между администрацией района и гражданами, поэтому все прошло проще. Всего у нас необслуживаемых газопроводов высокого и среднего давления на территории Ростовской области по состоянию на 1 сентября 2024 года — 990 км, на них установлено 2234 ГРПШ.
N: — Возможно ли предотвратить возникновение подобных ситуаций в дальнейшем?
В.Р.: — Чтобы в будущем избежать таких инцидентов, мы идентифицировали групповые объекты, по которым есть риск того, что собственники не договорятся друг с другом, оставят сети без технического обслуживания, не передадут их нам. А инициатива должна быть именно со стороны собственников в СНТ в решении вопроса о передаче газовых сетей нам на баланс. Таких газопроводов у нас 534, на них стоит 557 ГРПШ. Затем, чтобы поставить эти ГРПШ и газопроводы на баланс газовой компании, нам нужен определенный пакет технических и правовых документов и получение согласия нынешних собственников. При наличии и того и другого мы эти газопроводы примем на баланс в установленном порядке. В случае вышеупомянутых СНТ мы в течение разумного времени проведем встречи с их жителями, чтобы понять, хотят они отказаться от газопроводов и признать их бесхозяйными или нет. Если хотят — будут проведены соответствующие процедуры по оформлению.
В этом контексте стоит упомянуть еще одну сложность, тоже правового характера. На данный момент в Ростовской области принято 35 судебных решений о взыскании неосновательного обогащения с абонентов, подключенных по программе догазификации. Например, НП «Утро-газ» в 2018 году решило со всех новых абонентов взыскивать по 180 тыс. рублей. И суд эти требования удовлетворил: взыскать 180 тыс., плюс расходы на услуги юриста 50 тыс. рублей, плюс госпошлина. Если иск обоснованный, мы на это смотрим нормально. Но по большей части суммы, которые выставлялись соседу группой граждан, которые ранее построили газопровод, были обоснованы не их фактическими затратами, а их представлениями о справедливости. Мы в этих случаях не являемся стороной процесса, поэтому что-то доказать или объяснить не можем. А человек, получивший такой иск, приходит к нам и говорит: «Да заберите вы свой газ, отключите меня». Нельзя сказать, что это носит массовый характер — в Ростовской области тысячи домов в СНТ и ДНТ, а таких судебных решений, как я уже сказал, всего 35. Но вопрос такой есть.
N: — Новые «Правила пользования газом…» предусматривают обязанность управляющих организаций не менее трех раз в год проводить проверку вентиляционных и дымовых каналов дома. Как этот вопрос решается в домах, выбравших непосредственный способ управления?
В.Р.: — Чтобы жить в безопасности, необходимо контролировать содержание дымовых и вентиляционных каналов как в многоэтажных домах, так и в частных.
Изменения, внесенные в «Правила пользования газом…» Федеральным законом № 71 от 18.03.2024 установили, что их необходимо проверять не реже 3 раз в год (в период с августа по сентябрь, с декабря по февраль, с апреля по июнь). И при этом обязательно уведомлять специализированную организацию. На территории Ростовской области их две — ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» и ООО «Каменскгаз» (работает на территории Каменского района).
В МКД ответственными за проверки состояния дымовых и вентиляционных каналов являются управляющие компании, ТСЖ и при непосредственном способе управления многоквартирным домом — ответственные лица.
Периодически мы направляем в Прокуратуру Ростовской области список МКД, которые не предоставили нам акты проверок дымоходов и вентканалов. На сегодня таких около 4 тысяч!
N: — Как повлияло на вашу работу внесение изменений в определение специализированной организации в «Правилах пользования газом в части обеспечения безопасности…», фактически установивших исключительное право газораспределительных организаций на проведение технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования?
В.Р.: — Повлияло довольно сильно. В первую очередь это потребовало расширения штата сотрудников. У нас сейчас открыто около 250 вакансий слесарей по ТО ВДГО/ВКГО, при том что средняя зарплата у этих сотрудников — 81 тыс. рублей, и она меняется в зависимости от выработки, разряда и др. На сегодняшний день наша служба ВДГО обслуживает более 1 млн абонентов. Работы, конечно, прибавилось. Стараемся делать ее более эффективно, потому что в данном случае цель — не зарабатывание денег. Это не коммерческий проект. Здесь главное — сохранение жизни и здоровья людей. Зачастую причина в отравлении угарным газом в том, что человек забыл открыть шибер, запустив котел в частном доме. Это, кстати, еще одна давняя проблема — устройства горелочные отопительные печные, УГОПы, более известные как форсунки. Газовое оборудование просто устанавливается в обычную печку, у которого, как правило, примитивные средства защиты от угарного газа, да и сама печка не может быть на 100% герметичной: кирпич пористый, и газ через него проходит. В Ростовской области таких устройств осталось 40 тыс. Мы настоятельно рекомендуем абонентам перейти на использование котлов с теплоносителем и закрытой камерой сгорания. И готовы им в этом помогать.
Нужно также отметить, что при обслуживании ВДГО в многоквартирном доме, если человека нет дома, а мы фиксируем падение давления при опрессовке определенного стояка, мы по закону не имеем права этот стояк запускать. Если в какой-то квартире открыта конфорка, либо идет утечка, то запуск газа создаст взрывоопасную ситуацию. Закон ничего не говорит о том, кто должен обеспечить доступ в квартиру в таких ситуациях. Обычно с этим помогают соседи, но бывает по-разному. Был случай, когда подъезд многоквартирного дома простоял 3,5 месяца без газа.
N: — Как в целом складываются отношения компании с абонентами?
В.Р.: — Особенно радует, что сейчас есть активная взаимосвязь между нами как поставщиком услуги и нашими потребителями. Не понравилось, как ответила девушка в пункте приема населения? Жалоба поступает сразу, и мы оперативно разбираемся в ситуации. Как правило, поднимаем записи переговоров, если они ведутся по телефону. А обратиться к нам можно через электронный «Личный кабинет» абонента, сайт нашей организации, сообщество «ВКонтакте», по телефонам справочной службы 8 800 100-61-04. Преобладают ситуации, когда мы действуем по закону, а абонент просто услышал то, что хотел услышать, а не то, что ему сказали. Мы максимально открыты к любым запросам абонентов.
Мы снабжаем газом 29 тыс. промышленных потребителей, в этом году подключается около 725 промышленных площадок. Стоит отметить, что платежная дисциплина промышленных потребителей и наших абонентов существенно улучшилась за последнее время. Сыграла роль наша работа с абонентами — мы активно их уведомляем о наличии задолженности, извещаем о том, что мы можем сделать в рамках законодательства. Стараемся не отключать, но и без этого, к сожалению, не обходится. Около 7 тыс. абонентов у нас будет отключено в этом году. Отключения проводятся и из-за задолженностей, и по линии безопасности. Безопасность абонента — наш приоритет.
N: — Как продвигается реализация Программы развития газоснабжения и газификации Ростовской области на 2021-2025 годы?
В.Р.: — Программа двигается, населенные пункты получают газ, а жители в них — возможность принять участие в догазификации. В текущем году газ поступил в 25 населенных пунктов и до конца года к ним добавятся еще 14. А в 2025 году планируется газифицировать еще несколько десятков населенных пунктов донского края.
В рамках программы регион берет на себя обязательство перевести на газ определенные котельные, обеспечить подключение бюджетных учреждений, а «Газпром» — провести межпоселковые и внутрипоселковые газопроводы, обеспечить непосредственные подключения.