Гражданин авиатор
Иван Саввиди, владелец «ГРУППЫ АГРОКОМ» и совладелец ростовского аэропорта, купил ОАО «Ростовский завод гражданской авиации № 412». Сам бизнесмен говорил о планах развивать на заводе обслуживание личных и корпоративных самолетов. Однако источники N полагают, что цель покупки — не дать «Ренове», которая вскоре получит контроль над взлетной полосой, создать альтернативный аэропорт вблизи действующего.
РЗГА № 412 распоряжается 22 га земли (из них 5,2 га в аренде). Без учета действующего бизнеса завода стоимость участка могла составить 340–400 млн рублей. Если земли действующего аэропорта (400 га) будут застраиваться с запуском проектируемого аэропорта Южный в ст. Грушевской, то у г-на Саввиди получается отличная девелоперская площадка, отмечает риэлтор.
«ГРУППА АГРОКОМ» Ивана Саввиди получила контроль над ОАО «Ростовский завод гражданской авиации № 412». В опубликованном 4 июля списке аффилированных лиц завода за II кв. 2012 года указывается, что с 15 июня ООО «Праймери Дон» и ООО «Сигма-Финанс» (входят в «ГРУППУ АГРОКОМ») владеют 25% и 56% его акций соответственно, еще 13,2% находится у ООО «Гранд», которое, в свою очередь, принадлежит самому РЗГА № 412 (данные ЕГРЮЛ). Таким образом, группа г-на Саввиди получила 84,2% акций завода. Наиболее крупные недавние приобретения Ивана Саввиди
РЗГА № 412 находится в непосредственной близости от действующего аэропорта, он распоряжается 22 га земли: 16,8 га в собственности и 5,2 га в аренде, уточнил N чиновник ростовской администрации. Профильная деятельность завода — ремонт и доработка гражданских самолетов российского производства.
Ранее в беседе с корреспондентом N Иван Саввиди говорил, что на РЗГА № 412 было бы перспективно развивать обслуживание малой авиации — иностранных самолетов, принадлежащих частным лицам и компаниям. Таких судов уже немало на юге России, однако сейчас все они обслуживаются в Москве, сетовал бизнесмен.
В «ГРУППЕ АГРОКОМ» на прошлой неделе подтвердили факт покупки РЗГА № 412, но от других комментариев воздержались. Мажоритарным акционером авиационного завода был председатель совета директоров Игорь Воронов — ему принадлежало 62,5% акций. Вторым крупным владельцем акций был бывший гендиректор Николай Вакуленко (15%), еще 3,5% принадлежало замгендиректора по правовым вопросам Людмиле Древаль (остальные миноритарии не раскрываются). Г-н Воронов, также известный как владелец сети «Солнечный круг», не нашел времени для беседы с N, связаться с другими бывшими акционерами завода и его нынешним гендиректором Николаем Новиковым не удалось.
Текущее положение РЗГА № 412 непростое. Общие тенденции развития авиаремонтной отрасли в 2011 году РЗГА № 412 «оценивает как пессимистичные», говорится в отчете компании. Сокращается количество эксплуатируемой авиатехники, отсутствует серийное производство новой отечественной авиатехники для замены списываемой, а ведущие эксплуатанты покупают авиатехнику зарубежного производства. Согласно документам завода, его выручка в 2011 году резко упала — до 390,4 млн рублей против 730,9 млн рублей в 2010-м и 723,8 млн рублей в 2009-м, хотя чистая прибыль осталась на уровне 2010 года — 40,3 млн рублей.
Два осведомленных источника N склонны рассматривать приобретение завода группой г-на Саввиди в свете его борьбы с «РЕНОВОЙ» за контроль над ростовским аэропортом. Структурам бизнесмена принадлежит 51,9% акций аэропорта, «РЕНОВА» и областное правительство создают СП «Ростоваэроинвест» (в него вносятся аэродром и 38% акций аэропорта со стороны области и деньги со стороны «РЕНОВЫ»), которое должно заняться управлением действующим аэропортом и созданием Южного в ст. Грушевской. Однако г-н Саввиди, по его словам, продавать долю в ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» за «ничтожную цену» не хочет (подробнее о ситуации см. N, №№ 957, 984).
— Саввиди хочет обезопасить себя от того, чтобы «РЕНОВА», выкупив РЗГА № 412, построила на его месте аэровокзал, что позволило бы ей приступить к эксплуатации аэродрома, — полагает один из них.
— Иван Игнатьевич не собирается просто так отдавать аэропорт Вексельбергу, — соглашается второй собеседник N. Однако он полагает, что бизнесмен действительно намерен комплексно развивать завод и аэропорт: если расширить взлетную полосу аэропорта, то можно принимать и обслуживать российские и иностранные суда более высокого класса.
— Я оценивал бы земли завода, выходящие на Шолохова, в районе 40–50 млн рублей за 1 га, а находящиеся в глубине — в 20 млн рублей за 1 га максимум. Но думаю, РЗГА как целый актив продавался значительно дешевле, исходя из оценки в 20 млн рублей за 1 га, — говорит директор АН «Парус» Максим Хмель.
Получается, «ГРУППА АГРОКОМ» могла заплатить за актив 340–400 млн рублей. Это корреспондирует и с данными самого завода: на конец 2011 года его чистые активы оценивались в 319 млн рублей, говорится в годовом отчете РЗГА № 412. По планам областного правительства и «РЕНОВЫ», аэропорт Южный должен начать работать к чемпионату мира по футболу в 2018 году, а ростовский аэропорт закроется. На освободившихся 400 га «РЕНОВА» хочет заняться девелопментом, говорили источники N. В таком случае г-н Саввиди не должен остаться внакладе.
— Если аэропорт действительно перенесут, то на его месте можно построить фактически новый город, район очень перспективный с точки зрения экологии, инфраструктуры. Учитывая, что это Восточные ворота Ростова, здесь можно реализовывать любые девелоперские проекты, а в результате покупки авиационного завода весь фасад на Шолохова достался Саввиди, — указывает Максим Хмель.