«Супермаркеты в центре повышают узнаваемость»
Торговая сеть «Апекс» открыла универсам в ТЦ «Солнышко» — это одиннадцатый магазин компании и второй на ул. Б. Садовой. В планах ее директора Дмитрия Минина — запускать от 2 до 5 точек в городе ежегодно.
В нынешнем году планируется открытие двух магазинов «Апекс» на первых этажах жилых комплексов в спальных районах Ростова. Выводить сеть за пределы города г-н Минин не планирует — по его словам, покупательная способность в области гораздо ниже. Компания продолжает строительство торгово-административных центров и проектирует трехэтажное здание площадью 3 тыс. кв. м в Первомайском районе. N: — Почему вы решили открывать еще один магазин на ул. Б. Садовой?
Д.М.: — Супермаркеты на центральных улицах города повышают узнаваемость сети. После закрытия ТД «Арбат», в котором был наш магазин, мы хотели увеличить здесь представленность. Сейчас мы арендуем на этой улице площадки для двух магазинов: одну, в 300 кв. м, напротив парка им. М. Горького, другую, в 500 кв. м, — в ТЦ «Солнышко». Конечно, мы ориентированы и на спальные районы Ростова — в нынешнем году откроем еще два супермаркета на первых этажах в жилых комплексах: один площадью 220 кв. м в ЖК «Три сквера» неподалеку от ул. Портовой, второй — в ЖК «Военвед-Сити» в Октябрьском районе. Помещения в этих объектах находятся на первом этаже, мы приобрели их в собственность. Причем общая площадь помещения, где расположится второй супермаркет, — 700 кв. м, но мы откроем его на 400 кв. м, остальную же часть планируем сдать в аренду. Объем инвестиций в запуск одной точки — от 10 млн рублей, срок окупаемости — около трех лет.
N: — Какие еще цели?
Д.М.: — Мы собираемся открывать от 2 до 5 магазинов каждый год в нашем городе. За его пределы, в область, выходить не собираемся, здесь пока есть площадки для новых супермаркетов. Покупательная способность в Ростове значительно выше, чем в его пригородах. Кроме того, там большинство людей идет за покупками в «Магнит» с более низкими ценами.
N: — В 2010 году вы упоминали, что одной из особенностей ваших магазинов была продажа свежих мяса и рыбы. По-прежнему ли вы широко представляете это направление после активного появления специализированных компаний?
Д.М.: — Да, сейчас у нас развито это направление во всех супермаркетах. Еще добавили отделы кулинарии — в нашем производственном цеху готовятся блины, чизбургеры и гамбургеры. Мы заметили, что на эту продукцию сейчас хороший спрос: после работы у людей не всегда есть возможность готовить или идти в ресторан.
N: — Управляющий ростовского ТЦ SELGROS Cash & Carry сообщал, что клиенты патриотично относятся к местным производителям и стараются выбирать их. Есть ли и в ваших магазинах такая тенденция?
Д.М.: — Я бы так не сказал. Во всяком случае, клиенты не выискивают их по всему торговому залу. (Улыбается.) Конечно, мы сотрудничаем с местными поставщиками — их около 10, закупаем у них мясо, молоко, яйцо, рыбу.
N: — Чем вызвано сокращение сети с 27 магазинов в 2010 году до нынешних 11?
Д.М.: — Был тяжелый период после кризиса, оборот продовольственных товаров тогда существенно снизился — некоторые наши магазины были нерентабельны. Многие точки закрыли и другие ритейлоры: «Империя продуктов», «В двух шагах». Кроме того, нам поступило выгодное предложение от X5 Retail Group, и мы предоставили им в аренду около 15 помещений, где ранее размещались наши супермаркеты. Часть этих площадей находилась у нас в собственности, часть — в аренде.
N: — Каковы финансовые результаты вашей торговой сети за прошедший год?
Д.М.: — Мы не раскрываем эту информацию. Могу отметить, что в прошлом году наблюдались более высокие темпы роста выручки, сейчас они составляют 7% по сравнению с аналогичным периодом. На мой взгляд, это объясняется экономической ситуацией: обесценивание рубля, продукты начали дорожать, а люди стали больше экономить.
N: — За счет чего конкурируете с другими сетями, в том числе с федеральными?
Д.М.: — У нас достаточно большой ассортимент — 10–12 тысяч наименований, проводим акции, в рамках которых снижаем цены на определенные группы товаров. Также делаем ставку на сервис — стараемся, чтобы у магазинов всегда был опрятный вид, чисто внутри. Конкуренция всегда была высокой, даже маленький ларек неподалеку от какого-либо из наших магазинов усиливает ее, не говоря уже о «Магните». Сейчас мы работаем в нескольких форматах: маленький (с площадью магазина в 100 кв. м), средний (300–500 кв. м) и большой (с площадью около 1300 кв. м). По второму мы конкурируем с «Пятерочкой», «Магнитом», «Солнечным кругом», а по третьему — с «Перекрестком».
N: — Какой формат наиболее подходит для местных ритейлоров?
Д.М.: — По моему мнению, оптимальный формат — это супермаркет на 400–500 кв. м, как правило, на такой площади можно разместить большой ассортимент, удовлетворяющий потребностям покупателя, и ему не придется идти за другими товарами в гипермаркет.
N: — Сложно ли находить торговые площади?
Д.М.: — Помещений с высоким пешеходным трафиком в городе не так уж и много. Зачастую цена их продажи или арендная ставка высока. Конечно, собственники идут на уступки, однако это происходит не всегда. Поэтому мы начали строить торгово-административные центры, сейчас ведем проектирование трехэтажного здания в Первомайском районе, в пер. Днепровском. Его общая площадь будет около 3 тыс. кв. м, наш магазин откроем на первом этаже на 500 кв. м. Планируем в качестве арендаторов привлечь компании, которые уже расположились на площадях другого нашего центра в Западном жилмассиве — «МТС», «МегаФон», «ЦентрОбувь», Сбербанк. Также продолжаем строительство двух зданий — на пр. Нагибина и пр. Стачки, в следующем году планируем ввести их в эксплуатацию. Для строительства такого объекта требуется объем инвестиций в размере не менее 100 млн рублей при сроке окупаемости в 5–10 лет. Конечно, для таких инвестиций приходится использовать и заемные средства — сотрудничаем с банками ВТБ, «УРАЛСИБ», «ЮниКредит».
N: — Что происходит с Азовским молочным заводом, принадлежащим вашей компании?
Д.М.: — Мы продали его, покупателя назвать не могу. У нас были проблемы с сырьем и сбытом: на рынке много игроков, у которых продукция была дешевле нашей благодаря своим фермам. Тот же «Вимм-Билль-Данн». Поэтому мы отказались от планов развивать этот бизнес. Насколько я знаю, покупатель планировал построить там жилой комплекс, дальнейшая судьба завода мне неизвестна.
N: — Вы продолжаете развивать дистрибьюторское направление?
Д.М.: — Да, в настоящий момент ищем новых клиентов в других регионах. Конечно, с каждым годом сбыт осуществлять становится сложнее: конкуренция растет, открываются гипермаркеты, мелкий бизнес сокращается. У федеральных игроков зачастую есть свои заключенные контракты с поставщиками, или же предлагаемая нами продукция им не нужна, или нужна, но в другом объеме. Сейчас мы являемся представителями более 35 брендов, среди которых — «Злата», «Олейна», «Вимм-Билль-Данн». Также закупаем оптом макароны, крупы, осуществляем их расфасовку. Поставляем продукцию по всей Ростовской области — от маленьких ларьков до федеральных игроков, таких как «Магнит» и «Пятерочка». Для этой цели у нас есть собственный распределительный центр площадью около 3 тыс. кв. м и автопарк в составе 50 единиц техники — от «газелей» до крупнотоннажных фур. Планируем еще строить складские комплексы под другие дистрибьюторские направления, но более подробные сведения пока сообщить не могу.