«Потребители все чаще выбирают одежду российского производства»
Ростовская компания «Эталон», отшивающая женскую одежду для бренда Charmstore, увеличивает число партнерских российских брендов. По словам основательницы компании Кристины Базиленко, это позволило увеличить объемы выпуска на 30% -— до 270 тысяч единиц женской одежды по итогам 2024 года. В планах на 2025 год — увеличить объемы выпуска еще на 30%. Компания собирается инвестировать в вязальное производство — добавить еще две машины и установить раскройный комплекс.
К.Б.: — Мы планируем завершить 2024 год с выручкой на 30% больше, чем в прошлом году, она составит около 250 млн руб. Объем выпущенной продукции также увеличится на 30% и достигнет примерно 270 тысяч единиц готовых изделий женской одежды. Я не могу сказать, что 2024 год был лучше и легче, чем предыдущий, но тем не менее у нас была возможность вырасти. Очень надеюсь, что и в 2025 году мы сможем сохранить такой же темп прироста — 30% к году — или еще сильнее вырасти в объеме.
N: — В 2022 году вы запустили вязальный цех. Как развивается это направление, сколько составляют объемы выпуска?
К.Б.: — Сейчас мощности вязального производства составляют около 80 тысяч единиц в год. Оно развивается очень активно. В 2022 году мы запустили цех с двумя вязальными машинами, сейчас работает уже 9 машин, и мы не планируем на этом останавливаться.
N: — У вас по-прежнему один заказчик — бренд Charmstore?
К.Б.: — Нет, уже не один. Мы расширяемся и достаточно активно ведем переговоры и привлекаем новых заказчиков. Сейчас у нас на производстве около 5 российских брендов, с которыми мы работаем. Это отдельная гордость этого года, поскольку мы смогли масштабироваться за счет привлечения новых заказчиков.
N: — Кто ваши новые заказчики? Какая доля осталась у Charmstore в общем объеме выпуска?
К.Б.: — Charmstore остается нашим якорным заказчиком, его доля на производстве составляет 70%. Имена других заказчиков не могу назвать, потому что они не хотят разглашать, где производятся, и мы, соответственно, поддерживаем это.
N: — Повлияло ли как-то на развитие вашего производства то, что в этом году у бренда Charmstore появился новый инвестор — инвестфонд «ТилТех Капитал»?
К.Б.: — Нет, на нас это никак не повлияло, потому что не имеет к нам никакого отношения.
N: — В 2023 году вы говорили о планах по запуску собственного бренда, удалось ли их осуществить?
К.Б.: — У нас была попытка запустить собственный бренд, но так сложилось, что сделать бренд и при этом качественно заниматься управлением производством не всегда полу чается. Поэтому эту мечту я отложила на 2025 год. И как раз таки сейчас, когда я писала диплом по программе Executive MBA, то включила туда часть о стратегии развития собственного бренда среднего ценового сегмента.
N: — Какова динамика спроса на женскую одежду российского производства в этом году по сравнению с прошлым?
К.Б.: — Динамика не очень утешительная, сейчас мы наблюдаем абсолютное падение на рынке женской одежды. Сложилось несколько факторов. Во-первых, у нас очень поздно начался осенний сезон, поздно похолодало. Жительницы нашей страны решили отложить покупку осенней одежды и начали сразу покупать что-то зимнее, соответственно, сезон был провальный. Во-вторых, общая экономическая ситуация, падение реальных располагаемых доходов и выбор в пользу приоритетных направлений, таких как еда, безопасность, здоровье, отодвигают покупку одежды на второй план, поэтому глобально спрос падает. При этом мы видим и растущий тренд: потребители все чаще выбирают одежду российского производства и российских брендов.
N: — Оцените конкуренцию на рынке. Кто ваши основные конкуренты?
К.Б.: — Это фабрики внутри России, с которыми мы конкурируем на тех же условиях за одного и того же клиента и отличаемся лишь географией, мощностями и сервисом, который можем предоставить. Затем страны Средней Азии: Узбекистан, Киргизия, которые предлагают более дешевые и выгодные условия пошива для заказчиков, но также и более низкое качество. И наконец, третий, наверное, наш основной конкурент сейчас — Китай, который за счет быстрого развития технологий и оборудования может делать более сложные изделия быстрее и качественнее.
N: — Где вы закупаете сырье? Кто ваши основные поставщики?
К.Б.: — Мы не закупаем сырье, потому что работаем на давальческом сырье заказчиков, но в целом глобально на рынке ничего не изменилось: Китай и Турция остаются основными поставщиками сырья.
N: — Как текущая экономическая ситуация отражается на рентабельности производства? С какими основными трудностями сталкиваетесь?
К.Б.: — Текущая экономическая ситуация плохо сказывается. Рентабельность нам не всегда удается удерживать, потому что из-за падения спроса приходится идти на уступки заказчикам. В текущих реалиях я пока не вижу возможности повысить рентабельность и прибыль, потому что со следующего года нас ждет еще больше изменений, в том числе налоговых, растет ключевая ставка ЦБ и многое другое.
Основные сложности, с которыми мы сталкиваемся сейчас, — это поиск новых партнеров и построение команды, потому что ситуация кадрового голода на рынке сохраняется и мы все так же продолжаем с этим бороться.
N: — Насколько остро сейчас стоит вопрос нехватки специалистов?
К.Б.: — С кадрами дела обстоят стабильно плохо, но мы научились с этим справляться. Больше всего ощущается нехватка управленческого персонала — руководителей, мастеров технологов, конструкторов. Что касается рабочих специальностей, таких как швеи, утюжильщицы, закройщицы, мы принимаем людей с минимальным опытом либо без опыта, у нас есть обучающие потоки и наставники, которые позволяют самостоятельно под себя готовить кадры.
N: — Вы уже окупили инвестиции, которые были сделаны на старте производства?
К.Б.: — Сложно сказать, окупились ли инвестиции, которые были сделаны на старте, скорее всего, да, безусловно. Каждый год мы инвестируем в новое оборудование, в расширение производства, срок окупаемости при этом закладываем не менее 7–10 лет. Наиболее долгий срок окупаемости у вязального производства.
N: — Какие задачи ставите перед собой на 2025 год? Сколько планируете инвестировать в производство?
К.Б.: — На 2025 год у нас очень амбициозные задачи. Во-первых, мы бы хотели прирасти на 30% по объему и в деньгах. Вторая задача — полноценное расширение пула заказчиков, для того чтобы мы могли продолжать расти. Третья задача — подумать в сторону создания своей линейки одежды, понять, в каком сегменте она будет, возможно, это будет не фешен, а что-то специализированное. В следующем году мы планируем инвестировать в вязальное производство — добавить еще две машины. В планах — поставить на швейное производство раскройный комплекс, для того чтобы автоматизировать процессы, повысить качество и, соответственно, увеличить скорость работы. Объем инвестиций в раскройный комплекс составит 15 млн руб.
N: — На каком этапе проект по строительству собственной фабрики?
К.Б.: — Проект по строительству фабрики временно заморожен ввиду текущей нестабильной экономической ситуации, повышенной ставки по кредитам, и мы надеемся, что обязательно к нему вернемся.
N: — Какими мерами господдержки вы сегодня пользуетесь?
К.Б.: — Сейчас у нас есть несколько займов, один из них — кредит РРАПП. Вязальное производство мы открывали частично за счет кредитных средств, полученных по программе софинансирования министерства экономического развития под гарантийную поддержку Ростовского гарантийного фонда. В этом году я получила предложение стать экспертом в межведомственной группе при правительстве Ростовской области по развитию креативных индустрий в сфере моды. Мы разрабатываем прикладные проекты в этом на правлении, и надеюсь, что активно стартанем с ними в следующем году. У меня очень амбициозные планы, рассчитываю, что это позволит нам увеличить долю креативных индустрий, моды, легкой промышленности в ВВП страны. Мне очень приятно и ценно, что мой опыт и знание рынка могут повлиять на него в целом.
Справка
Кристина Сергеевна Базиленко родилась 2 февраля 1990 года в городе Кропоткине Краснодарского края. Закончила ЮФУ по специальности «Финансы и кредит», параллельно получала образование в Великобритании и Испании по программе обмена студентами. После окончания университета работала в «Донском табаке» специалистом по закупкам, руководила службой закупок на заводе «Тавр», а затем в «Донской гофротаре». В 2017 году основала компанию по пошиву женской одежды «Эталон». Замужем.