Ковид помог донским снекам укрепить позиции
Новошахтинский рыбокомбинат «Донской» в 2020 году построил собственный распределительный центр и цех фасовки, оптимизировал работу и потеснил конкурентов. За счет новых участков и оптимизации работы рентабельность производства увеличилась на 5–7%. На фоне появившихся в пандемию сложностей у конкурентов, завязанных на китайских поставках, предприятие смогло увеличить свою долю на российском рынке рыбных снеков примерно на 10 процентных пунктов.
Новый распределительный центр состоит из среднетемпературных (от 0 до 5 градусов) складов для хранения сырья и холодных складов для хранения и отгрузки продукции. Их площадь — 1,5 тыс. кв. м. Теперь полный цикл работы предприятия сконцентрирован на одной территории. Ранее комбинату приходилось отправлять готовый продукт на склады своего второго завода в Мокром Батае. В результате ежесуточная отгрузка возросла на 20%, при том что задействовано 24 работника склада (на старом складе было 45).
— Автоматизация фасовки позволила удвоить скорость упаковки снеков без увеличения количества работников и создать резерв для увеличения производительности работы этого цеха на ближайшие 2-3 года, — рассказал N гендиректор АО «Рыбокомбинат “Донской”» Юрий Мочалов. — Сейчас используем 2 упаковочных машины, а третья — в резерве. За 10 месяцев произвели около 3 тыс. тонн готовой продукции. Наши основные заказчики — сети — в апреле-мае увеличивали запасы, а потом снизили закупки. Обычно лето — это сезон для нашей продукции, а в этом году продажи в летние месяцы были на уровне средних по году.
Впрочем, сбыт некоторых видов продукции в пандемию даже вырос. По наблюдениям Юрия Мочалова, увеличились продажи более раскрученных снеков — покупатели на самоизоляции или ограничивающие походы в магазины предпочитают брать брендированный продукт.
— Наш популярный продукт «Желтый полосатик» стал еще более востребованным, а два вида новой продукции, которые мы запустили в пандемию, показали не очень хорошие результаты, — отметил Юрий Мочалов. — Мы постоянно вводим в оборот новую продукцию.
Объем инвестиций в строительство распределительного центра и цеха фасовки составил около 45 млн рублей собственных средств.
Несмотря на небольшое снижение производства, пандемия помогла предприятию улучшить свои позиции на рынке.
— Весной поставки из Китая резко просели (см. статистику в справке. — N), в какой-то момент даже остановились, а около 70% наших конкурентов завозят китайскую продукцию, а на месте ее только фасуют, — пояснил Юрий Мочалов. — Мы закупаем рыбу, размораживаем ее, филетируем, добавляем специи, соль и сушим, при необходимости дообрабатываем, а затем упаковываем. Наш продукт попадает в розницу по истечении 5 дней после изготовления, а китайский — через 2-3 месяца. За счет временного ухода Китая с рынка мы увеличили свою долю на российском рынке снеков до 65-70%, год назад она была равна 55%.
В компании рассчитывают закрепиться примерно на достигнутом уровне, хотя конкуренты восстанавливают свои поставки.
— Перебои с китайской продукцией вызвали подорожание снеков, розничная цена выросла в среднем на 10%, из-за падения рубля у нас тоже подорожало сырье, но мы снизили свою себестоимость не только за счет новых складов и цеха, но и оптимизации всей работы комбината (внедрили программы управления предприятием, складами, оптимизировали отгрузки и т. д.), — рассказал г-н Мочалов. — Наша рентабельность увеличилась на 5-7%. По итогам года рассчитываем восстановить объем производства в натуральном измерении до прошлогоднего уровня, но увеличить выручку за счет роста цен.
В специализированной пивной сети Daviz Beer не заметили перебоев с поставками рыбных снеков. Эта сеть не работает с рыбокомбинатом «Донской», а покупает продукцию 2-3 производителей из других регионов.
Сеть супермаркетов «Солнечный круг» также затронуло только удорожание продукции.
— До недавнего времени мы работали с двумя поставщиками рыбных снеков — ТМ «Штурвал» и ТМ BEERка, недавно заключили договор с ТМ «Сухогруз». Серьезных перебоев с поставками у нас не было. С рыбокомбинатом «Донской» поработать не получается. Дважды, когда появлялась потребность в продукции, мы обращались к этому поставщику, но конкретного ответа (прайс-листа) не получали. Возможно, этот товар пользуется спросом на рынке, о росте доли информации не имеем. Доля рыбных снеков в нашем товарообороте — 0,1-0,2%. Рост цен на эту группу за 2020 год в районе 10%, как в среднем по группе продовольственных товаров.
По данным аналитической компании GfK, рынок кондитерских изделий и снеков входит в число самых быстро растущих сегментов рынка FMCG и является единственным сектором на продовольственном рынке, где в 2019 году росло домашнее потребление.
Однако, согласно исследованиям GfK, некоторые категории, в том числе сушеная рыбка/кальмары, потеряли свои позиции. Одной из причин снижения их популярности стали изменения в стиле жизни россиян, наблюдавшиеся последние два года до коронавируса: активный рост потребления вне дома.
Впрочем, рыбокомбинат «Донской» с момента основания постоянно увеличивал свои показатели, а соответственно, и долю рынка. По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2019 году выручка компании выросла на 21% и составила 2,22 млрд рублей без НДС, чистая прибыль упала в 2,4 раза — до 20,2 млн рублей.
По мнению аналитиков GfK, вынужденная самоизоляция запустила тренд на рост домашнего потребления, соответственно, у снеков, просевших в 2019 году, появились новые возможности для роста. Например, производители чипсов и печенья начали в пандемию увеличивать размер упаковок, писал РБК. Снеки начали покупать для семейного потребления дома.
В июле — сентябре 2020 г. онлайн-продажи продуктов питания на Wildberries в штуках выросли на 725% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Одна из самых быстрорастущих групп товаров — снеки.
Справка
По данным таможенной статистики ЮФУ, импорт рыбы, ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных из Китая в ЮФО за первое полугодие 2020 года составил 1371,7 тыс. дол., в том числе во II квартале — 230,5 тыс. дол. (16,8% от показателя за полугодие). Импорт готовых продуктов из мяса, рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных 485,6 и 110,2 тыс. дол. соответственно (22,7% от показателя за полугодие). Весь импорт из Китая в ЮФО во II квартале 2020 года сократился на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а за полугодие — на 13,3%.