«Главная проблема — как привезти кальмара из Перу»
Рыбокомбинат «Донской» начал поставки снеков собственного производства в Крым и Калининград. Предприятие увеличило объем выпуска и прошло модернизацию, говорит генеральный директор Юрий Мочалов. В минувшем году объем производства рыбокомбината впервые превысил 5 тыс. тонн продукции. Компания расширила сотрудничество с сетью «Красное и Белое» и начала поставки по всей России.
N: — Выручка и прибыль предприятия растут последние 5 лет. Что является драйверами, за счет чего удается развиваться?
Ю.М.: — Мы постоянно расширяем ассортимент и географию присутствия, модернизируем производство и сокращаем издержки в работе с поставщиками. Минувший год был непростым. Несмотря на сложную ситуацию в стране и в мире, нам удается увеличивать объем производства. В 2023 году он вырос на 6%, мы стали выпускать больше 5 тыс. тонн продукции в год.
N: — Вы сказали, что год был непростым. Почему?
Ю.М.: — Главными трудностями являются кадровый дефицит, проблемы с логистикой и рост цен на все. Мы ведем постоянную работу с контрагентами по поиску взаимовыгодных решений. Отказываемся от посредников, налаживаем работу с поставщиками напрямую. Гарантируем им объемы, а они нам цены. Так в рамках оптимизации стали закупать рыбу прямо с кораблей вылова.
N: — А где раньше закупали?
Ю.М.: — Рыболовные компании работают по-разному. Кто-то ловит рыбу, прямо на корабле ее замораживает и продает не сортируя. Кто-то ловит и продает рыбу компаниям, которые ее сортируют по ящикам, замораживают и потом распространяют. Раньше мы работали по второму сценарию, покупали со склада, а сейчас перешли на первый. Плюс работы с флотом напрямую в том, что мы минуем посредников и наценки. Минус в том, что рыба не сортируется и половину ящика с минтаем может занимать селедка: рыбу ловят косяком, кто угодно может попасть.
N: — И часто к вам селедка вместо минтая приходит?
Ю.М.: — У нас так сто килограмм селедки набралось, мы ее просто раздали сотрудникам.
N: — Насколько остро вы ощущаете кадровый голод и как решаете проблему?
Ю.М.: — У нас на производстве достаточно высокая доля ручного труда, не все процессы можно автоматизировать. Рыбу надо разделывать руками. Каждый кусочек нужно аккуратно разложить на сетке, посолить, посушить, потом снять. Никто не купит кривой помятый кусок. Это ручной труд, который никак не автоматизируешь. Поэтому главный ресурс — люди. Они выбирают работу в больших городах и вдали от дома. Думают, что больше заработают.
У нас на предприятии самая высокая заработная плата в Новошахтинске: в 2022 году она составила 51 тыс. рублей, в 2023-м стала 66 тыс. рублей. В минувшем году мы поднимали ее два раза.
Создали комитет взаимопомощи. Это фонд на базе предприятия, который помогает сотрудникам в сложных жизненных ситуациях. Если заболел работник или кто-то из членов его семьи, нужна операция, не дай бог, кто-то в семье умер, либо, наоборот, случилось хорошее событие — родился ребенок, комитет выделяет необходимую материальную помощь. Одной из наших сотрудниц нужна была операция стоимостью 80 тысяч рублей, ее оплатило предприятие. У семьи, которая работает на рыбокомбинате, сгорел дом, комитет выделил материальную помощь.
Раз в квартал мы награждаем премией сотрудников, которые работают в компании 5, 10, 15 лет.
На каждый участок производства стали назначать старост. Это человек, к которому сотрудник может подойти и предложить оптимизировать какие-то процессы, здесь гвоздь нужно повесить, здесь стол переставить, чтобы удобнее было работать.
N: — Вы говорили, что автоматизируете производство. Как это удается с учетом высокой доли ручного труда?
Ю.М.: — Как я уже сказал, не все линии возможно автоматизировать, но те, которые можно, стараемся модернизировать.
На протяжении последних 8 лет обновляем производственные мощности. Построили современный распределительный центр на 2500 палето-мест. На складе установили большие морозильные камеры.
В 2022 году автоматизировали цех фасовки, увеличили его мощность на 40%. В 2023 году приобрели и установили автоматическую линию разделки. Это машина, которая подает и забирает ящики у филетировщиков. После разделки рыбы сотрудник кладет филе в один ящик, а отходы в другой. Раньше ящики подвозил и разбирал подсобный рабочий, теперь этим занимается машина. В 2024 году увеличили линию по разделке кальмара.
Модернизация производства сегодня тоже непростой процесс. Сейчас не все зарубежные компании открыты и хотят работать с российскими заводами. Найти подходящее оборудование сложно.
N: — У вас полный цикл производства, вы самостоятельно разделываете и обрабатываете рыбу?
Ю.М.: — Да, на рыбокомбинате «Донской» оборудована полная технологическая цепочка: от обработки сырья до сдачи готовой продукции на склад. Работает специальная бригада квалифицированных рыбообработчиков.
N: — Что сейчас входит в ваш ассортимент? Меняется ли он?
Ю.М.: — Сегодня в нашем ассортименте 11 видов снеков из кальмара, 4 вида снеков из желтого полосатика и 12 видов снеков из рыбы. Ассортимент значительно расширился за последние два года. Добавились новые необычные вкусы, например полосок и колец из кальмара. Их производим только мы. Мы единственные в России производим снеки из желтого полосатика.
Самыми востребованными остаются кольца кальмара со вкусом краба, янтарная рыбка с перцем, горбуша и желтый полосатик.
N: — Как изменилась география поставок за последние два года?
Ю.М.: — В 2023 году мы начали полноценно работать с сетью «Красное и Белое» по всей стране. До этого около года делали тестовые поставки в их магазины. Сейчас наши снеки под брендом «Тиксы» можно найти практически в любом магазине сети. Не так давно начали отгружать снеки в Крым и в один из самых отдаленных российских регионов — Калининград.
С 2016 года мы работаем с крупными федеральными сетями: «О’Кеем», «Магнитом», X5, «Ашаном», «Лентой» и другими. Продаем продукцию собственной торговой марки «Тиксы» и изготавливаем снеки под торговыми марками сетей. В 2023 году стали поставлять продукцию в еще одну сеть — «Монеточку».
Наращиваем также оптовые поставки. В Калининграде у нас появились оптовые клиенты, которые покупают продукцию в килограммовых упаковках, а затем перепродают ее местным магазинам разливного пива, где снеками торгуют на развес.
N: — Есть ли проблемы с логистикой в Калининград?
Ю.М.: — Проблемы есть. Даже не знаю, как сказать, мы их героически решаем. Возим товар машинами. Но Калининград на самом деле не самая проблемная точка. Этот вопрос наши логисты решают. Главная проблема — как привезти кальмара из Перу. Мы ждем судно с контейнером, а его то в один порт не пустили, то в другой, контейнер блуждает по морю, и мы не можем на это повлиять, остается только ждать.
N: — Каковы планы по развитию предприятия на ближайшее время?
Ю.М.: — В ближайшие два года планируем расширение производственных мощностей, увеличение ассортимента и запуск новых продуктов.