В вино без алкоголя вложили 130 тысяч евро
Донской винодел Юрий Малик (марка «Вина Арпачина») приобрел итальянскую установку, которая позволяет с помощью вакуумной обработки извлекать алкоголь из сухого вина. Это первое в России производство обезалкоголенного вина. В марте первая партия была отправлена в несколько известных московских ресторанов.
Сейчас компания наладила мелкосерийный выпуск, объемы будут зависеть от спроса и доступных запасов вина. Основные каналы сбыта — рестораны и ретейл. По мнению большинства участников рынка, новый продукт найдет свою аудиторию при условии, что цены на него не будут слишком высокими. В целом культура потребления отечественного вина растет.
Глава крестьянско-фермерского хозяйства КПХ «Малик» Юрий Малик рассказал N о начале производства первого в России обезалкоголенного вина.
— Из вина, производимого винодельней «Вина Арпачина», мы по самой современной технологии извлекаем спирт, при этом оно сохраняет максимально возможное сходство с исходным продуктом, — говорит он. — В России аналогов нет, только за рубежом.
По словам Юрия Малика, винодельня «Вина Арпачина» потратила около 130 000 евро на покупку уникальной итальянской установки, которая помимо всего прочего позволяет с помощью вакуумной обработки извлекать алкоголь из готового сухого вина.
— Однако здесь возник конфликт с действующим законодательством, разрешить который пока не удалось даже с помощью прямых обращений к руководителям Минфина и Росалкогольрегулирования, — поясняет он. — Поэтому единственным путем осталась покупка готового вина с оплаченными акцизами в фирменном магазине «Вина Арпачина» крестьянско-фермерским хозяйством с последующей передачей его на переработку на винодельню по отдельному договору. Он предусматривает передачу заказчику всех продуктов переработки, включая спиртосодержащие отходы. Последние используются в экспериментах по экологически чистой обработке виноградников от вредителей и некоторых болезней.
В марте первая партия вина была отправлена в несколько известных ресторанов, расположенных в центре Москвы, в том числе Twins Garden, Twins Wine Space, Wine & Crab и другие. По словам Юрия Малика, сейчас налажен мелкосерийный выпуск, объем которого будет зависеть от спроса и доступных запасов вина.
— Ниша полностью свободна, — поясняет он. — Много говорится о сочетании хорошего алкоголя с разными блюдами. Но что, к примеру, делать человеку, который приехал в ресторан за рулем автомобиля, — он вынужден пить воду или сок. Наше новое вино можно постящимся, беременным женщинам и тем, кто по другим причинам не может употреблять алкоголь. Это гастрономично, вкусно и полезно.
Основные каналы сбыта — рестораны и ретейл, в том числе фирменный магазин «Вина Арпачина» в Ростове, а также любые продовольственные магазины. В планах — продажа вина на заправках и придорожных ресторанах, поскольку лицензия на него не нужна. Юрий Малик уточнил, что на изготовление двух бутылок безалкогольного вина идет три бутылки обычного плюс производственные затраты, поэтому стоит оно дороже. Сейчас отпускная цена составляет 940 руб. за бутылку белого вина и 1230 руб. за бутылку красного. В рознице цена будет на 20-25% выше.
Участники рынка подтвердили, что до сих пор безалкогольное вино не производилось в России. По словам главы винодельни «Кантина» Алексея Склярова, этот продукт давно и успешно существует за рубежом.
— «Вина Арпачина» — одно из лучших винодельческих предприятий в Ростовской области, которое наиболее полно и современно оснащено и смогло позволить себе приобретение вакуумной установки, — комментирует он. — Этот метод самый передовой и позволяет сохранить все свойства вина после отделения спирта. Для Ростовской области, да и для России в целом это революционное событие и одновременно хороший маркетинговый ход для компании. Думаю, что этот продукт будет востребован при условии, что цены не будут слишком высокими. На мой взгляд, главный канал сбыта — HoReCa. Представьте, что вы приехали в ресторан за рулем, вам надо поддержать компанию — вот тут на помощь и приходит безалкогольное вино.
— Я пробовал безалкогольные вина на винодельне во Франции, — говорит основатель винодельни «Усадьба Саркел» Игорь Губин. — Красное мне показалось приемлемым, белое, на мой вкус, сильно обедненное. Мне не очень понятен этот продукт, поскольку полноты вкуса как в вине в нем нет, а себестоимость производства гораздо выше. «Фанагория» сейчас делает соки из разных сортов винограда — сок более понятный продукт для потребителя: можно ощутить особенности конкретного сорта винограда, при этом стоимость ниже, чем у вина. Вывод на рынок безалкогольного вина мне кажется преждевременным, хотя с точки зрения маркетинга и продвижения винодельни — очень хорошая идея.
По словам сомелье и совладельца винного бара LEO Wine & Kitchen Сергея Подпорина, есть определенный спрос на безалкогольные вина, он более активный в ретейле и чуть менее активный в ресторанах.
— Мы как винный бар периодически сталкиваемся с этим вопросом, примерно 1% запросов приходится на безалкогольное вино, — говорит он. — Конечно, мы не можем смотреть на такое вино как на полноценное, это определенный компромисс, но он может быть очень удачный, если у винодела все правильно и хорошо получилось. В любом случае это вина, которые не живут долго, их лучше выпивать в течение года после производства, таким образом, они максимально успевают сохранить свою свежесть. По сути, это небольшой нишевый продукт, который обязательно должен быть сделан хорошо и стоить относительно гуманных денег, чтобы хорошо продаваться. Мы постоянно находимся в поиске хороших местных вин и продуктов и с удовольствием рассмотрим новый продукт. Пока что у нас в ассортименте представлен газированный виноградный сок одного австрийского производителя, который правильно сделан, имеет сходство с вином и пользуется хорошим спросом.
В целом участники рынка отмечают рост спроса на отечественное вино.
— В конце марта у нас резко вырос спрос на качественные вина по невысоким ценам, — говорит Алексей Скляров. — Это связано с карантином, люди не могут никуда пойти и заказывают вино домой. У нас были минимальные продажи на протяжении многих месяцев, сейчас мы еле успеваем отправлять заказы. Меня радует, что Ростов стал пятым среди российских городов, где начинают разбираться в вине после Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Краснодара.
— Сейчас ситуация на рынке благоволит для российского производителя, потому что курс евро вырос, импортерам стало сложнее, — говорит Игорь Губин. — Кроме того, государственная политика направлена на поддержку российского виноделия. Возмещаются акцизы на вино из своего винограда, налоговая нагрузка на российского производителя снизилась. С 1 июля в России будет действовать новый закон о виноградарстве и виноделии, который обяжет розничные сети на отдельных полках в видных местах размещать российскую продукцию. Если брать статистику, за 2 месяца продажи водки снизились, пиво сохраняет свои позиции, а потребление вина растет. Особенно заметен рост культуры потребления вина среди молодых людей. Они практически не пьют крепкие напитки и предпочитают вино.
Справка
Винодельня «Вина Арпачина», специализирующаяся на выпуске элитного вина, была основана в 2009 году на левом берегу Дона вблизи устья Маныча. Тогда же стали закладываться первые виноградники, производство началось в 2017 году. Вина изготавливаются из автохтонных сортов винограда, таких как «сибирьковский», «цимлянский черный», «красностоп золотовский», «пухляковский», «кумщацкий» и др. Площадь виноградников — 30 гектаров. В конце 2018 года в пер. Крепостном в Ростове открылся магазин, специализирующийся на продаже только вин Арпачина.