На рынок шеринга может прийти контейнер-трансформер
Группа ученых ДГТУ разработала и запатентовала контейнер-трансформер, способный самостоятельно складываться и раскладываться. Он помогает перевозчику сократить порожний пробег, сэкономить время и топливо. Аналогов таким контейнерам в мире нет, говорят основатели проекта. Разработку команда ученых планирует использовать для развития собственного стартапа — системы шеринга контейнеров SmartBoxCity.
На рынке аренды и перевозки грузов скоро может появиться новый сегмент — контейнеры-трансформеры. Внешне они не сильно отличаются от обычных контейнеров. Каркас сделан из металла, вместо стен — ролл-шторы. Конструкция складывается и раскладывается автоматически. Помогают ей в этом автономные приводы, получающие питание от аккумуляторной батареи.
— Складываемые контейнеры есть, они используются на морском транспорте и складываются с помощью кранов. Автономно, без специально оборудования, разложиться и сложиться они не могут. Пришла идея автоматизировать этот процесс, — рассказывает один из основателей SmartBoxCity, аспирант ДГТУ Иван Юргин.
Контейнер оснащен видеокамерой, датчиками веса, температуры и влажности. В процессе перевозки эти параметры можно отслеживать. Складывать и раскладывать пустой контейнер можно несколькими кликами в мобильном приложении.
Разработка позволяет частично решить проблему порожних пробегов, связанную с перевозкой пустых грузовых контейнеров. Вместо одного полноразмерного контейнера можно перевозить и хранить четыре сложенных.
Наиболее эффективно контейнеры-трансформеры будут работать в системе шеринга, считает Иван Юргин. Ученые предлагают принципиально новый подход к системе перевозки грузов, похожий на Uber. В городе одновременно будут функционировать несколько машин-погрузчиков. Одни перевозят сложенные контейнеры, другие — полные. Клиент, которому нужно доставить груз, заказывает контейнер в мобильном приложении. Машина привозит ему сложенный контейнер, оставляет и уезжает на другие заказы.
— Обычные грузоперевозки предполагают, что вы заказываете машину, когда все вещи у вас уже собраны. Автомобиль приезжает, и вы начинаете в спешке все выносить. Пока грузите, машина простаивает. У нас другая система. Контейнер поступает в распоряжение клиента. Он может без суеты загружать его хоть 3 часа, хоть два дня, хоть неделю.
Когда контейнер заполняется, клиент вызывает машину и указывает в приложении адрес, по которому нужно отвезти груз. Система передает заказ ближайшему водителю. Он забирает контейнер и доставляет его в нужное место. Время разгрузки не ограничивается. Как только контейнер освобождается, клиент складывает его и отмечает это в приложении, после чего машина забирает конструкцию.
Система предполагает, что такие контейнеры можно использовать и для временного хранения грузов. Например, когда в доме идет ремонт, можно сложить вещи.
— Со стороны выгода кажется не очень очевидной. Мы сделали компьютерное моделирование, сравнили классическую систему перевозки грузов и шеринг. SmartBoxCity оказался эффективнее. Время простоя автомобиля во время погрузки и разгрузки сокращается, вырастает его производительность. Порожний пробег снижается до 4 раз. Это позволяет держать тариф на уровне ниже среднего. Работа клиента с контейнером не влияет на производительность системы, потому что водитель в это время выполняет другие заказы, — рассказывает Иван Юргин.
Использовать сервис могут не только физические, но и юридические лица. Например, производственные компании, у которых есть необходимость доставки своих товаров, могут встроиться в систему и стать клиентами SmartBoxCity. Преимуществом, как и у физических лиц, станет неограниченное время погрузки и разгрузки.
Еще один сценарий использования — организация станций контейнеров возле строительных магазинов.
— Станции можно организовывать в кооперации с магазином. Человек, сделавший покупку, складывает товар в контейнер, указывает в приложении адрес, и машина через некоторое время доставляет груз, — добавляет Иван.
На реализацию проекта ученые получили грант Фонда содействия инновациям и одного из российских банков, но на полномасштабный запуск бизнеса средств не хватает. Нужны значительные капиталовложения, не менее 100 млн рублей, говорит Иван. Самостоятельно несколько ученых потянуть их не могут, поэтому ищут партнера, у которого уже есть автопарк и который может стать оператором проекта.
Для того чтобы система заработала, достаточно 2-3 машин с 6-8 контейнерами. Чтобы она была эффективной и могла обслуживать город-миллионник, необходимо около 30 машин и 80 контейнеров. Стоимость производства одного контейнера составляет 1 млн рублей.
Сейчас у команды SmartBoxCity готово мобильное приложение и собран один полноразмерный контейнер. Конструкцию создали на одном из предприятий Новочеркасска, но к серийному выпуску оно не готово. Размещать заказы на производство планируется на одном из российских заводов, специализирующихся на изготовлении контейнеров.
Аналогов проекта в мире нет, говорит Иван Юргин:
— Сейчас мы вместе с командой пытаемся продвигать идею всеми возможными способами. Пишем статьи в научных журналах, выступаем на форумах и конференциях, участвуем в выставках и ищем инвестора.