Должник «Роствертола» расторг мировое соглашение и взыскивает более 290 млн руб.
Калининградский оператор вертолетных перевозок — ООО «Авиакомпания “Скол”» добился в суде расторжения мирового соглашения с донским авиастроительным подразделением госкорпорации «Ростех» — ПАО «Роствертол». Заявленные последствия недействительности сделки — возвращение в конкурсную массу около 300 млн руб.
Иск подавал конкурсный управляющий обанкротившегося «Скола». Предприятие признали несостоятельным в июле 2022 года. До этого, в сентябре 2021 года, «Скол» и «Роствертол» заключили мировое соглашение. Объектом договора был вертолет Ми-26ТС за 713,6 млн руб. «Скол» получил машину, но не выполнил свои обязательства по контракту. Как писал N, речь идет о сделке 2017 года. Покупатель внес только предварительную оплату. К сентябрю 2021 года «Роствертол» взыскивал долг 640,8 млн руб. и пени 35,7 млн руб. Мировое соглашение предусматривало, что Ми-26ТС вернется поставщику (залогодержателю). Он обязался зарегистрировать на себя право собственности и продать вертолет. Из материалов дела следует, что ожидаемая цена реализации должна была превысить сумму, взысканную судом в пользу «Роствертола». Разницу нужно было отдать «Сколу». По расчетам суда, речь шла о 37 млн руб.
В июне 2023 года калининградский арбитраж поддержал иск конкурсного управляющего «Скола» и признал недействительным мировое соглашение, а также связанные с ним сделки — в частности, договор цессии между «Сколом», «Роствертолом» и ЗАО «Авиакомпания «Роствертол-Авиа».
Теперь «Скол» взыскивает с «Роствертола» более 290 млн руб. Суд отметил, что при заключении мирового соглашения и связанных с ним сделок стороны знали о серьезных финансовых проблемах должника. За 5 месяцев до этого калининградский арбитраж принял к производству заявление о признании ООО «Авиакомпания “Скол”» банкротом, а через три месяца в компании ввели наблюдение. Таким образом, сделка создала условия, при которых «Роствертол» получил преимущества перед другими кредиторами, в том числе первой очереди. Именно это необоснованное предпочтение оспаривал конкурсный управляющий «Скола». Суд поддержал его позицию и признал сделку недействительной. «Роствертол» все это время оставался залогодержателем вертолета, который стоит 713,6 млн руб. «Ключевой характеристикой требования залогодержателя является то, что он имеет безусловное право в рамках дела о банкротстве получить удовлетворение от ценности заложенного имущества приоритетно перед остальными (в том числе текущими) кредиторами, по крайней мере в части 70% стоимости данного имущества», — сказано в материалах суда. Оставшиеся 30%, то есть 214,1 млн руб., должны вернуться в конкурсную массу. Кроме того, с 28.09.2021 по 13.06.2023 за пользование этими деньгами причитается 34,9 млн руб. процентов. По другим финансовым условиям мирового соглашения в конкурсную массу «Скола» следует вернуть 36,9 млн руб. Проценты за пользование этими деньгами с 24.11.2021 по 13.06.2023 составили 5,5 млн руб. Итого 291,4 млн руб. Проценты будут начисляться до тех пор, пока «Роствертол» не рассчитается со «Сколом».
По данным «СПАРК-Интерфакса», единственный владелец «Скола» — Сергей Шилов. Ему принадлежат предприятия по ремонту и торговле авиатехникой, а также легковыми и грузовыми машинами. Большинство отмечены как несостоятельные или проблемные. Судя по финансовым результатам, в 2022 году «Скол» не вел значимой хозяйственной деятельности.
После 2021 года в базе «СПАРКа» финансовые показатели «Роствертола» не публиковались. Как писал N, в 2021 году компания нарастила выручку на 48,8%, до 37,2 млрд руб. Чистая прибыль выросла на 20,8%, до 353 млн руб.
«Роствертол-Авиа» специализируется на грузовых авиаперевозках и на 100% принадлежит «Роствертолу». Выручка 2022 года — 310,1 млн руб., прибыль — 38,9 млн руб.
По данным ресурса авиару.рф, Ми-26ТС — сертифицированная версия самого грузоподъемного в мире вертолета Ми-26. Буква «Т» в названии указывает на транспортную специализацию машины. Источник сообщает, что на «Роствертоле» прорабатывались 70-местный пассажирский вариант Ми-26ТС, а также туристический вариант с салоном 1-го класса на 12 человек и экономкласса на 24 человека. Вертолет может поднимать до 27,8 тонн груза.