«Успех — это инвестиции»
Одна из главных тенденций 2020 года в банковском обслуживании состоятельных клиентов — рост спроса на инвестиционные решения.
По словам управляющего директора Росбанк L’Hermitage Private Banking Валерии Буренко, в нынешнем году банк расширил продуктовую линейку в сегменте Private Banking, предложив клиентам новые возможности защиты их капиталов и получения доходности на фоне неоднозначной рыночной обстановки. Также Росбанк сфокусировался на обслуживании состоятельных клиентов в регионах и повышении уровня сервиса.
— В одной из ваших статей вы упоминаете среди прочего о росте интереса со стороны состоятельных клиентов Росбанка к инвестициям. Какие инструменты пользуются наибольшим спросом с их стороны и с чем он связан?
— На протяжении всего нынешнего года мы наблюдаем повышенный интерес состоятельных клиентов ко всей линейке инвестиционных решений нашего банка — от консервативных, которые направлены в первую очередь на сохранение капиталов, до агрессивных, используя которые клиенты могут в сложившейся рыночной ситуации получить повышенную доходность по сравнению с другими инструментами. С учетом снижения процентных ставок и тех возможностей, которые представляли и до сих пор представляют рынки, мы видим определенное смещение фокуса наших клиентов на структурные решения, разрабатываемые нами на базе экспертизы Группы Societe Generale, частью которой является Росбанк. Такие инструменты сочетают в себе возможность получить повышенную доходность с минимизацией рисков. В их состав входят и агрессивные решения, подразумевающие высокий уровень как доходности, так и рисков, и консервативные, доходность по которым ниже, но полностью гарантирована. Даже если ставка на агрессивные инструменты не «сыграет», вторая, консервативная, часть структурного продукта защитит инвестиции клиентов. Это главная причина интереса к таким предложениям со стороны инвесторов.
Второй важный фактор — это, конечно, доходность. Оценивать по этому показателю отдельные активы не имеет смысла, лучше говорить о нем применительно к группам активов, таким как фонды или структурные продукты. При их покупке в нынешнем году доходность, которую получали наши клиенты, зачастую измерялась двузначными числами, причем не только в рублях, но и валюте.
— Расширял ли в нынешнем году Росбанк линейку инвестиционных продуктов, предназначенных в первую очередь для клиентов Росбанк L’Hermitage Private Banking, и по какому принципу вы отбираете такого рода новинки?
— С учетом рыночного шока в марте-апреле этого года было полностью переосмыслено предложение банка в части инвестиций: был введен в действие целый ряд решений, способных как защитить наших клиентов от негативных событий на рынке, так и позволить выстроить долгосрочные доходные портфели на самые актуальные стратегии. Например, с учетом ситуации на рынках мы предложили клиентам решения с гарантированным доходом как с условной, так и безусловной защитой вложенных средств. Другим примером может быть решение, предложенное нашим клиентам в апреле, на наиболее пострадавшие на тот момент отрасли мировой экономики, что уже принесло клиентам ощутимый доход на текущий момент.
— В чем сильные стороны инвестиционных инструментов Росбанк L’Hermitage Private Banking для состоятельных клиентов и на какую категорию инвесторов ориентирован каждый из них?
— Преимущество Private Banking — доступ к индивидуальным предложениям как с точки зрения распределения средств между разными активами, так и детальной настройки отдельного инвестиционного решения под запросы и задачи каждого клиента, которые всегда уникальны.
Наше широкое продуктовое предложение и экспертиза Группы Societe Generale дают Росбанку возможность гибко выстраивать портфельные решения для любого типа клиентов — и консервативных, и готовых принимать риск для получения доходности, и клиентов, предпочитающих вложения только в одной валюте, и тех, кто инвестирует в разных валютах.
— Каков средний инвестиционный портфель Private-клиента в Ростовской области? Как изменился этот показатель в нынешнем году, был ли темп его роста выше, чем в 2019-м? Какие факторы обусловили эту динамику?
— Средний инвестиционный портфель наших клиентов в Ростовской области в целом соответствует показателю по югу России. Мы видим, что этот показатель вырос за текущий год на фоне повышенного спроса наших клиентов к инвестиционным решениям, и темп роста ощутимо выше, чем в предыдущем году. Внешние факторы, которые этому способствуют, — это события на рынке, снижение ставок по депозитам, а также новая система налогообложения процентных доходов по банковским вкладам и счетам. Со следующего года с дохода по депозитам за пределами необлагаемого порога, размер которого будет зависеть от ключевой ставки, будет взиматься налог в размере 13%. Кроме того, сыграли свою роль фокус Росбанк L’Hermitage Private Banking на предоставление качественного обслуживания состоятельным клиентам в регионах, расширение продуктового предложения и выстраивание качественно нового уровня диалога между банком и клиентами.
— Как тенденция на уход банковских сервисов в каналы ДБО отразилась на продажах и процессе предоставления инвестиционных продуктов Private-клиентам? Предоставил ли им Росбанк новые цифровые инструменты для управления портфелями?
— Эффект пандемии и карантинных мер оказался сильным катализатором перехода общения клиентов с банками в онлайн, хотя этот тренд, конечно, сформировался уже достаточно давно. Естественно, перенос общения с клиентами по вопросам, связанным с инвестициями, в дистанционные каналы обслуживания стал в определенной степени вызовом для всей индустрии Private Banking.
В случае Росбанк L’Hermitage Private Banking мы смогли достойно ответить на этот вызов. У нас уже действовал обширный набор решений для эффективного общения с клиентами по размещению средств в разные активы, в том числе в удаленном формате. Со стороны клиентов также сложилась готовность вести диалог с банком дистанционно. Это подтверждается как объемом приобретенных нашими клиентами решений на протяжении года, так и географией таких сделок.
Тем не менее мы продолжаем работать над совершенствованием уже существующих технологических решений и над созданием новых инструментов дистанционной работы с клиентами. Мы понимаем, что даже после полного завершения пандемии спрос на дистанционное банковское обслуживание останется существенным — к доковидным показателям распределение между онлайн— и офлайн-каналами взаимодействия мы уже не вернемся.
— Помимо роста объемов инвестиций клиентов Росбанка вы упомянули расширение их географии. Часто можно услышать, что использование цифровых коммуникационных форматов помогает бизнесу осваивать рынки новых регионов. Это как-то затронуло Росбанк на юге России?
— Ростовский офис Росбанк L’Hermitage Private Banking курирует также Ставропольский край. За время пандемии нам удалось увеличить количество клиентов в Ставрополе и Пятигорске.