Единороссы не стремятся ассоциировать себя с партией на выборах
Единый центр общественного наблюдения за выборами в Ростовской области (ЕЦН) проанализировал формы и методы агитации на выборах Законодательного Собрания области. Эксперты отметили, что ряд кандидатов от «Единой России» («ЕР») не побоялись нарушить партийную дисциплину и выступили против правительственного варианта пенсионной реформы. КПРФ и «Справедливая Россия» («СР») в большей степени конкурируют между собой, а ЛДПР делает ставку на партийный список, практически не ведя агитации в одномандатных округах.
Как рассказал политолог Александр Джадов, собрав статистическую информацию, сделав контент-анализ агитационных материалов кандидатов в депутаты Заксобрания, эксперты отметили, что практически все кандидаты от «Единой Росси» используют для привлечения избирателей два основных лозунга — «Сильному региону — сильная команда» и «Большому региону — большие цели».
— Однако, несмотря на единообразие, стоит отметить, что некоторые кандидаты не очень охотно стремятся ассоциировать себя с партией. Выражается это в отсутствии партийной символики. Вероятно, этот выбор штабов связан с тактикой ведения кампании. В Таганроге ряд кандидатов фактически высказались «против необоснованного увеличения пенсионного возраста». Это попытка кандидатов от партии власти заимствовать часть оппозиционной повестки.
КПРФ, по словам эксперта, ведет активную кампанию, претендуя на звание главной оппозиционной силы:
— Повестка дня этой партии связана с федеральными темами. Безусловно, это протест против пенсионной реформы, повышения НДС и цен на бензин. «Справедливая России» заявляет те же темы в своей агитационной продукции. То есть, по сути, все три партии ведут борьбу за электорат, не согласный с нововведениями на федеральном уровне, но непонятно, как они намереваются реализовывать это на уровне региона.
Александр Джадов отметил интересное исполнение агитматериалов ЛДПР, выполненных в стилистике 20-х годов прошлого века, «окон роста», авангардных художников того времени с оригинальными призывами:
— Но при общей яркости партийной кампании одномандатники ведут ее скудно. На 27 августа только один кандидат издал небольшим тиражом свой материал.
Политолог Дмитрий Абросимов отметил, что Владимир Жириновский не поддерживает своих соратников личным визитом:
— Мы понимаем, что, к примеру, ЛДПР и «Справедливая Россия» работают преимущественно на партийный список. Но ЛДПР не использует свое самое мощное оружие — приезд Владимира Жириновского. Зато подобным методом воспользуется Партия Роста. В оставшиеся до выборов дни приедет Борис Титов (бизнес-омбудсмен РФ. — N), который, скорее всего, будет помогать своему кандидату.
По мнению эксперта, В Таганроге ведутся интригующие кампании:
— В нынешнем созыве ЗС работают депутаты, победившие на прошлых выборах при поддержке КПРФ, но они в разное время вышли из фракции этой партии и на этих выборах добиваются избрания от «ЕР» — Олег Кобяков и «СР» — Игорь Беляев. В Западном Таганрогском округе будут бороться сразу два действующих депутата — от «ЕР» Владимир Карагодин при поддержке ТАНТК им. Бериева и от «СР» — Игорь Беляев, которого поддерживают местные коммунальщики, и он имеет опыт победы по этому округу.
Дмитрий Абросимов также отметил, что единороссам непросто совместить стратегии:
— Одномандатникам для победы нужно добиться простого большинства голосов, поэтому они могут не бороться за явку. Но для кандидатов, претендующих на мандат по партийным спискам, победа зависит от абсолютного количества проголосовавших на партию, им не помешает высокая явка.
Журналист Бронислав Берковский сравнил тиражи агитматриалов участников кампании:
— По нашим данным (ЕЦН. -N), на 28 августа общий тираж агитационных материалов «Единой России» превысил 2,9 млн экземпляров. «Справедливая Россия» по тиражам проигрывает более чем вдвое. Примерно такое же отставание у коммунистов. ЛДПР отстает по тиражности от «ЕР» почти в 7 раз. У «ЕР» также максимальный общий тираж агитаматериалов по одномандатным округам — более 3,3 млн экземпляров. Рекордсменом можно назвать известного депутата Владимира Гребенюка, который выпустил 170 тысяч экземпляров агитационный продукции в Неклиновском округе, там избирателей, пожалуй, меньше. У справороссов пока по одномандатникам на порядок меньше агитации, чем у «ЕР», — всего 323 тысяч на 18 человек. Коммунисты в 3,5 раза отстают от «ЕР» по объему — 843 тысячи экземпляров. Их крупный игрок на рынке печатной агитации — Лавр Черкашин: в Кировском избирательном округе в Ростове он изготовил более 157 тысяч экземпляров агиток.
Эксперты полагают, что партии, вероятно, надеются на ударную агитацию в последнюю неделю перед выборами, которые состоятся 9 сентября.