Крупные торговые центры заметили оживление покупателей
В некоторых крупных торговых центрах (ТЦ) Ростовской области в этом году, несмотря на кризис, наблюдается рост выручки. Оживить продажи смогли те объекты, где усилена развлекательная составляющая, привлечены новые операторы на фуд-корты, а также ведется постоянная ротация арендаторов в пользу более сильных бизнесов. По всей видимости, подтверждается федеральная тенденция расслоения торговых объектов на еще более успешные и нет.
В 2016 году трафик посетителей в российских ТЦ «МЕГА», как заявляло в СМИ руководство сети, упал на 4%, но выручка даже увеличилась. Число вакантных площадей составляет всего 1,9%. Помимо «МЕГИ» в области есть еще несколько гигантов, таких как «Горизонт», «МегаМаг», «РИО», «Золотой Вавилон», «Мармелад».
— В ТРК «Мегамаг» поток посетителей в этом году остается стабильным, традиционно трафик возрастает перед праздниками и в дни мероприятий, — рассказала Валентина Полевиченко, гендиректор концерна «Единство» (управляет ТРК).
В «Горизонте» трафик за период с января по сентябрь 2016 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. на 7,2%, выручка выросла, сообщили в компании.
— В этом году поток посетителей в крупные ТЦ Ростовской области сократился на 5–15%, — считает Игорь Коновалов, председатель правления ОАО «ИНПРОМ ЭСТЕЙТ» (управляет ТРЦ «Мармелад» в Таганроге, а также др. ТЦ в РФ). — В «Мармеладе» мы не заметили снижения выручки у большинства операторов. Напротив, якорные арендаторы стали работать эффективнее. Выручка ТРЦ за 6 месяцев этого года больше, чем за 9 месяцев предыдущего.
ТРЦ удалось достичь 100-процентной заполняемости. Первая причина этого — усиление развлекательной составляющей, заполнение фуд-корта.
— Сцена в ТРЦ работает в режиме нон-стоп, — пояснил Игорь Коновалов. — Event-маркетинг — отличный инструмент увеличения количества посетителей. Создается атмосфера праздника, людям это нравится. Конечно, развлекательная составляющая требует затрат. На мой взгляд, тот, кто этого не делает, допускает ошибку.
Вторая причина — скрупулезный подход к подбору арендаторов.
— За последний год открылся ряд качественных магазинов, — рассказал Игорь Коновалов, — к примеру, «Глория Джинс» (ею мы заменили ранее работавшего немецкого оператора Takko fashion). Мы предоставили новому арендатору площадь более 1000 кв. м и теперь видим очереди на кассах. Работаем с локальными предпринимателями (7–8 магазинов открыли бутики площадью 50–100 кв. м). Они правильно угадывают спрос и ведут успешный бизнес. Мы были удивлены, что с площади 70 кв. м можно получить 1,5 млн руб. выручки в месяц при грамотной организации бизнеса.
— В целом, покупатель сегодня становится более рациональным, — уверена г-жа Полевиченко. — Он хочет оставаться модным, но больше не готов платить наценку за бренд, его интересует соотношение цены и качества.
Ценовая политика донских гигантов отличалась.
— В среднем по «Мегамагу» ставка аренды не изменилась, поэтому доходность осталась на уровне 2015 года, — рассказала Валентина Полевиченко. — На протяжении нескольких лет заполняемость наших площадей находится на уровне 100%. Мы корректируем пул арендаторов путем ротации и изменения назначения помещений. Например, в этом году на 25% увеличили площади кафе: добавили модные сейчас бургеры и всеми любимую пиццу.
В ТРК «Горизонт» — 100-процентная заполняемость арендаторами, как и в 2015 году, ставки арендной платы увеличились, насколько — не уточняется.
В 2016 году там открылись баварский ресторан Maximillian (2000 кв. м) с собственной пивоварней и концертной площадкой, кафе-пекарня «М’сье Макс», вегетарианское кафе «Лимон и мята», «Хлебная лавка» в новом формате. На территории ТРК отрылись продуктовые магазины «Мясной градус» и «Море рыбы».
ТРК пополнился новыми бутиками, магазинами одежды и обуви, а также операторами других форматов.
УК ТРЦ «Мармелад» шла арендаторам на уступки в исключительных случаях.
— С операторами, у которых дела идут плохо, мы расстаемся, — рассуждает г-н Коновалов. — Низкие показатели продаж имеют очевидные причины: недостаточный, непродуманный ассортимент, неправильная ценовая политика, плохая работа персонала и пр. Мы проводим аудит деятельности своих арендаторов, поскольку заинтересованы в успешной работе каждого магазина. Высокие ставки аренды возможны при высоких показателях продаж. Если у арендатора что-то не ладится, пытаемся донести объективную информацию до руководства компании. К сожалению, к нам не всегда прислушиваются, ссылаясь на корпоративные стандарты своей работы. Если руководство сети принимает системные решения — это идеальный сценарий сотрудничества.