Рынок связи укрупнился и стабилизировался
К концу прошлого года практически все сегменты рынка связи Ростовской области оказались поделены между несколькими крупнейшими игроками. Тенденции рынка обусловлены высокой долей проникновения связи: телефонный трафик утекает в интернет. Растет спрос на более скоростной и качественный интернет-доступ.
Операторы связи констатируют, что наиболее динамично в настоящее время развиваются услуги, связанные с передачей данных. Это относится как к фиксированной, так и к мобильной связи. Рост числа проводных телефонов практически остановился, отмечают лидеры этого рынка: с одной стороны, новые пользователи фиксированной телефонии все еще появляются, с другой — все больше пользователей как в розничном, так и в корпоративном сегментах отказываются от нее в пользу мобильных телефонов или IP-телефонии.
— Объемы потребления услуг телефонии, в том числе междугородной и международной связи, в течение прошлого года снижались, — сообщил генеральный директор ТТК-Кавказ Виталий Орлов.
По данным г-на Орлова, в корпоративном сегменте число пользователей услуги широкополосного интернет-доступа (ШПД) ТТК-Кавказ увеличилось в течение прошлого года на 38%. Директор «МТС» на юге России Сергей Ласкавый сообщил N, что количество абонентов, использующих фиксированный ШПД компании в Ростовской области, возросло на 15%.
Директор «МТС» на юге России Сергей Ласкавый: «Количество абонентов, использующих фиксированный ШПД компании в Ростовской области, возросло на 15%».
Гендиректор ТТК-Кавказ Виталий Орлов: «В корпоративном сегменте число пользователей услуги широкополосного интернет-доступа ТТК-Кавказ увеличилось в течение прошлого года на 38%». Объем данных, которые передаются через сети мобильного интернет-доступа, растет достаточно динамично, отмечают операторы. По данным директора ростовского регионального отделения кавказского филиала ОАО «МегаФон» Алексея Баркова, интернет-трафик в сети оператора вырос в течение прошлого года в два раза. У «ВымпелКома» (бренд «Билайн») количество переданных пользователями данных возросло на 115%, сообщил N директор по маркетингу южного региона компании Егор Шляхов. При этом средний рост объемов трафика по рынку за тот же период г-н Шляхов оценил в 80%.
Пример стагнирующей услуги на рынке мобильной связи привел только Егор Шляхов. По его словам, в 2013 году операторы зафиксировали снижение выручки, которую им приносят дополнительные платные сервисы (Value Added Services, VAS), такие как закачка из интернета мелодий, изображений, игр и проч. Представитель «ВымпелКома» связал эту тенденцию как со снижением пользовательского интереса к VAS, так и с ужесточением законодательства в этой сфере, направленным на защиту абонентов от мошеннических SMS и проч.
В качестве отраслей экономики, генерировавших высокий спрос на телекоммуникационные услуги, Виталий Орлов называет энергетические компании, строившие новые объекты в Сочи накануне Олимпиады. В частности, провайдер обеспечил цифровыми каналами связи и интернет-доступом, а также корпоративной виртуальной сетью (IP VPN) Джубгинскую ТЭС, построенную ОАО «ИНТЕР РАО-Электрогенерация», сообщил г-н Орлов.
— К числу сегментов, проявивших наибольший интерес к современным сервисам связи, можно отнести государственные структуры и учреждения, транспортно-логистические компании, банковский сектор и охранные предприятия, — говорит Алексей Барков. — В этой области наиболее востребованными являются продукты по передаче данных между устройствами (M2M-решения. — N, подробнее см. материал на с. 13). Также стабильный рост интереса к услугам «МегаФона» показывают предприятия сферы торговли и оказания услуг. Для таких клиентов наиболее актуален вопрос сохранения собственной клиентской базы в случае смены персонала.
По словам Егора Шляхова, в прошлом году значительно вырос интерес корпоративных абонентов к услугам фиксированно-мобильной конвергенции (FMC), которые предусматривают объединение корпоративных мобильных и фиксированных телефонов в едином номерном пространстве на базе облачной АТС. Это позволяет оплачивать связь по более выгодным тарифам, говорит г-н Шляхов.
— Крупные розничные сети используют FMC для координации работы продавцов и мерчандайзеров, а также для объединения удаленных магазинов в едином плане нумерации, — пояснил представитель «ВымпелКома». — Специализированные SIM-карты с услугой «Центр управления М2М» в основном использовались для автомониторинга. Также очень широко было распространено использование данного сервиса при организации защищенных каналов связи для терминалов оплаты, банкоматов и силовых структур.