Донские путешественники отправились в интернет
Абоненты мобильной связи стали чаще использовать в туристических и деловых поездках роуминговые услуги, ориентированные на мобильный интернет-доступ. Этому способствует рост популярности мессенджеров как экономичной альтернативы традиционной голосовой связи. Операторы предлагают абонентам в роуминге пакеты интернет-трафика.
Участники рынка мобильной связи по итогам прошлого года отметили рост использования роуминговых услуг во время поездок по России и снижение их потребления путешественниками за границей. В частности, по данным ростовского филиала ПАО «ВымпелКом» («Билайн»), в 2016 году число абонентов в роуминге, которые совершали поездки по России, выросло на 6%, а количество выезжавших за рубеж сократилось на 18%.
— Среди частных пользователей из Ростовской области наибольшей популярностью в прошлом году пользовались в порядке убывания Украина, Грузия и Турция, — уточнила PR-менеджер «ВымпелКома» по югу и Северному Кавказу Татьяна Атискова. — В корпоративном сегменте самой посещаемой страной оказалась Грузия, на втором месте — Украина, а на третьем — Италия. Среди внутрироссийских направлений лидировали Москва, Сочи и Краснодар.
Коммерческий директор ростовского филиала Tele2 Роман Солонин сообщил N, что абоненты оператора чаще всего выезжали в страны ближнего зарубежья: Абхазию, Армению, Грузию и Украину, среди стран дальнего зарубежья наибольшей популярностью пользовалась Турция. Во время поездок по России ростовские абоненты Tele2 активно посещали соседние регионы: Краснодарский край, Воронежскую и Волгоградскую области, а также Москву и Санкт-Петербург.
— В 2016 году самыми популярными туристическими маршрутами для ростовчан стали Абхазия (31%), Греция (10%) и Грузия (9%), — говорит директор ростовского отделения компании «МегаФон» Алексей Барков. — Суммарно среди пользователей массовых и корпоративных тарифов за рубежом пользовались телеком-услугами около 2% от общего числа наших абонентов. В поездках по России этот показатель превысил 6%.
По словам руководителя направления «Смартфон» в компании Yota Артемия Пономарева, 61% абонентов оператора, живущих в Ростовской области, в прошлом году использовали роуминговые услуги во время поездок по России, 8% — в заграничных путешествиях.
— Чаще всего наши клиенты ездили в Краснодарский край, на него пришлось 29% абонентов, по 15% посетили Адыгею и Воронежскую область, 11% — Московскую область и Москву, — сообщил г-н Пономарев. — Перемещение клиентов зависит от внешних условий — экономической и геополитической ситуации в стране и мире. Например, после закрытия Египта и Турции популярными направлениями стали Грузия и Армения.
Операторы ожидают, что количество поездок по России и в страны постсоветского пространства будет возрастать за счет сворачивания путешествий по дальнему зарубежью. Кроме того, операторы фиксируют снижение объема голосовых услуг, которые уступают место сервисам передачи данных. Данные «ВымпелКома» свидетельствуют о росте потребления интернет-трафика в роуминге в прошлом году на 54%. «МегаФон» сообщает о рекордном объеме трафика, потребленного ростовскими абонентами компании в роуминге в декабре прошлого года: он составил около 4 терабайтов.
— С одной стороны, интернет стал альтернативным каналом общения — различные мессенджеры позволяют экономить на звонках, но для их работы все равно необходим доступ в сеть, — рассуждает Роман Солонин. — С другой стороны, в поездках клиент всегда создает больше контента — фото и видео, которым делится в социальных сетях.
По мнению г-на Пономарева, голосовое общение «заменяется комментариями и лайками».
Операторы стараются учитывать сложившиеся на роуминговом рынке тенденции, предлагая тарифы и услуги, ориентированные на определенные регионы, а также пакеты минут и мегабайтов. В частности, у «МегаФона» действуют дополнительные услуги, которые позволяют пользоваться безлимитным интернет-доступом на территории Италии и Ватикана, а также расценками домашнего региона — в Абхазии. «ВымпелКом» предлагает приобретать дополнительные пакеты интернет-трафика и минут. Tele2 и Yota тарифицируют интернет-доступ в поездках по России в соответствии с базовым тарифом абонента. При этом Yota не тарифицирует текстовые сообщения в ряде популярных мессенджеров (Facebook, WhatsApp, Viber, Skype и др.), поэтому обмениваться ими абоненты компании могут бесплатно, в том числе находясь за рубежом и при нулевом балансе на счете.