Блок GPS/ГЛОНАСС окупается за 3–4 месяца
Дистрибьюторская компания «XXI Век» оснастила автопарк своего ростовского филиала блоками спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. Результатами в компании довольны.
Установка блоков GPS/ГЛОНАСС на 150 трех- и пятитонных грузовиках позволила ГК «XXI Век» резко снизить объем хищений топлива водителями и повысить эффективность маршрутизации. Это дало возможность при том же количестве автомобилей обслуживать большее количество клиентов, отмечает представитель компании. Еще один пользователь GPS/ГЛОНАСС называет в качестве наиболее полезной функции таких систем возможность контроля местонахождения транспорта. Группа компаний «XXI Век» завершила оснащение блоками GPS/ГЛОНАСС своих автомобилей, предназначенных для внутригородских перевозок, в ростовском филиале. В настоящее время аналогичная работа ведется в краснодарском представительстве группы, в перспективе блоки спутниковой навигации будут установлены и на машинах дистрибьютора, работающих в Волгограде.
В общей сложности в Ростове модули GPS/ГЛОНАСС установлены на 150 трех- и пятитонных грузовиках. 20-тонные автомобили, предназначенные для рейсов в Москву, которых у «XXI Века» три, приобретались уже с блоками спутниковой навигации, сообщил директор по IT и бизнес-процессам группы Ярослав Якубовский. Часть вложений в проект берет на себя компания Nestle, которая является одним из крупных клиентов дистрибьютора по доставке и хранению кондитерских изделий. В течение 1–1,5 года предполагается полностью оснастить блоками GPS/ГЛОНАСС автопарк группы, заявил г-н Якубовский. После этого данные от всех машин будут поступать на единый диспетчерский пульт, благодаря чему у руководства транспортной службы появится возможность централизованно отслеживать местоположение, направление движения автомобилей и расход топлива. По данным представителя ГК, основанным на опыте использования спутниковой навигации на тяжелых грузовиках, за счет исключения хищений топлива блок GPS/ГЛОНАСС окупается в течение 3–4 месяцев. Также использование данного оборудования позволяет повысить эффективность формирования маршрутов.
— Условно говоря, благодаря этому одна машина сможет в течение дня отвезти товар не в 20, а в 25 точек, — пояснил Ярослав Якубовский.
По данным г-на Якубовского, стоимость оснащения одного автомобиля модулем спутниковой навигации составляет 13–16 тыс. рублей. Еще в 500 рублей обойдется его подключение к сети мобильной связи, через которую модуль обменивается данными с диспетчерским пультом посредством интернета. Работают приложения для удаленного контроля движения транспорта, как правило, через интернет-браузер. Абонентская плата сотовому оператору составляет в зависимости от ряда параметров 300–800 рублей в месяц с автомобиля, сообщил эксперт.
Несмотря на общее признание эффективности систем GPS/ГЛОНАСС, она заметна в основном компаниям с крупными автопарками. В противном случае руководство может потерять к их использованию интерес. В частности, перестала эксплуатировать блоки спутниковой навигации торговая компания «Дельфин» (оптовый продавец электротоваров). По словам ее IT-директора Дмитрия Яценко, в автопарке компании около пяти «Газелей» и Ford Transit. Некоторое время назад секретарь генерального директора с определенной периодичностью проверял, не отклонялись ли водители от маршрута, не превышали ли скорость и т. д., но затем интерес к контролю над транспортом был потерян, возможно в связи с высокой степенью честности водителей, предположил г-н Яценко. Причиной может быть также тот факт, что автомобили класса «Газели» потребляют сравнительно немного топлива и при небольших размерах автопарка потери могут казаться руководству компании незначительными.
Как только речь заходит о более крупной технике, ситуация меняется. Директор ООО «МИРОПТ» (занимается оптовой торговлей бытовыми товарами) Александр Чекмарев, у которого в автопарке четыре большегрузных автомобиля, соглашается, что благодаря контролю передвижения машин в режиме онлайн, которым занимается один из его логистов, скорость доставки товаров заметно повысилась. Также он отмечает снижение расхода топлива.
— У меня был случай, когда один из водителей, отклонившись от маршрута, проехал лишних 100 км, — рассказал г-н Чекмарев. — Если бы не ГЛОНАСС, я бы и не узнал. А расход как ГСМ, так и рабочего времени был немаленький. И еще был момент, когда наша машина попала в аварию, и благодаря системе спутникового мониторинга мы убедились, что вины водителя в этом не было.