Фермеров собирают во «дворик»
В Ростове напротив центрального рынка в двухэтажном здании площадью 800 кв. м начал работать «Фермерский дворик». Фермеров привлекают близкими к нулевым арендными ставками. Спрос на их продукцию со стороны торговли, в том числе крупных ретейлеров, за последние два года существенно вырос.
Пока заполнена примерно половина площадей. В ближайшее время планируется освоить антресоль над первым этажом и организовать там фудкорт для стимулирования трафика. На углу ул. Московской и пер. Семашко начал работать рынок натуральных продуктов «Фермерский дворик», на территории которого фермеры сами продают свою продукцию.
— Изначально предполагалось сдать помещение в аренду одной из крупных сетей продуктовых магазинов, но в процессе переговоров пришла идея создать особое место, где будут сохранены традиции рынка в классическом понимании, но с учетом современных требований, — рассказал N управляющий проекта Эльдар Нурлыгаянов.
По его словам, рынок начал работать в тестовом режиме осенью 2018 года, с марта этого года он работает полноценно. Площадь «Фермерского дворика» составляет 800 кв. метров, он заполнен примерно наполовину. Сейчас на первом этаже располагаются прилавки с молочной продукцией, мясом, овощами, фруктами и др. В ближайшее время планируется открыть рыбный отдел.
— Наша задача — привлечение местных фермеров, которые ведут собственное хозяйство и производят натуральные, органические продукты, — говорит Эльдар Нурлыгаянов. — Для них мы готовы предоставить специальные условия и предложить несколько вариантов размещения продукции. Это может быть фирменный прилавок, где производитель будет лично продавать свою продукцию. Второй вариант: фермер поставляет свою продукцию, а ее реализацией занимаются наши продавцы. Это будет интересно тем производителям, которые не могут надолго оставить свое хозяйство, так как ведут его лично.
Фермерам, которые только выходят на рынок, предлагаются льготные условия в виде минимальной арендной платы или полностью исключая ее.
— Таким образом, мы хотим создать комфортные условия для местных производителей, ведь не всегда у начинающих фермеров есть стартовый капитал для открытия розничной точки, — поясняет собеседник N. — Мы в свою очередь предоставляем готовое рабочее место. От фермера требуется только привезти свою продукцию, и можно приступать к ее реализации лично: отслеживать спрос, получать обратную связь от покупателей и совершенствовать свой продукт.
В ближайшее время планируется освоить антресоль над первым этажом и организовать там фудкорт, где будут представлены кухни разных народов, в том числе русская, вьетнамская, греческая, мексиканская и др.
По мнению арендаторов, единое торговое пространство для фермеров вблизи Центрального рынка имеет перспективы для развития.
— Идея собрать качественные фермерские продукты в одном месте очень интересная, такого в Ростове еще не было, — говорит управляющий партнер сети магазинов полезных продуктов «ЭкосториЯ» Дмитрий Носик. — У нас два больших магазина, здесь решили попробовать новый для себя формат. Пока трафик небольшой, поскольку рынок заполнен только наполовину. Но, я думаю, это вопрос времени, поскольку «Фермерский дворик» расположен очень удачно, там хороший пешеходный трафик, вокруг много бизнес-центров и открытие фудкорта на втором этаже позволит привлечь больше посетителей в дальнейшем.
— Рынок потихоньку набирает обороты, все больше людей узнают о нем, появляются новые арендаторы, — говорит представитель краснодарской семейной фермы и сыроварни KoзаNova Александр Первишко. — У нас была своя точка в Ростове на Суворова, но когда мы переехали в «Фермерский дворик», продажи стали идти лучше. При этом ставка аренды тут символическая. Сама идея правильного супермаркета очень интересная, главное — его заполнить, привлечь как можно больше арендаторов из разных отраслей.
Эксперт по коммерческой недвижимости «Южный инвестиционный фонд» Константин Поцелуев считает, что «Фермерский дворик» и Центральный рынок будут конкурировать.
— Центральный рынок очень крупный игрок и расположен совсем рядом, — говорит он. — Ростовчане любят ходить на рынок, там представлено большое разнообразие продуктов, цен. В то же время преимущество нового проекта — режим работы. Центральный рынок начинает закрываться в 16–17 часов, а «Фермерский дворик» работает до более позднего времени.
По словам местного производителя козьего молока под брендом «Ламанча» Юрия Панченко, покупатели, которые приехали за продуктами на Центральный рынок, в качестве альтернативы могут зайти в «Фермерский дворик»:
— В «Фермерском дворике» покупатель получает некую гарантию, что продукт качественный и от фермера. Мне понравилось его оформление, стилизованно и красиво. Насчет нашего участия пока не могу сказать, поскольку мы уже в основном продаем свою продукцию не сами, а через магазины, сети.
Опрошенные N участники рынка сошлись во мнении, что спрос на фермерские продукты постоянно растет, появляются новые бизнес-проекты в этой отрасли. Так, в Ростове развивается сеть лавок натуральных молочных продуктов «Отведай». Как писал N, в конце прошлого года АО «Тандер» и X5 Retail Group одновременно запустили в Ростовской области новый формат фермерских лавок на территории своих магазинов.
— Взаимодействие с фермерами и местными производителями по программе субаренды продолжает развиваться, — говорит заместитель директора макрорегиона «Юг» торговой сети «Пятерочка» X5 Retail Group Алексей Полянский. — На сегодняшний день в магазинах торговой сети «Пятерочка» в Рос-тове действуют 41 объект в прикассовых зонах и 16 объектов в формате shop-in-shop (внутри магазина). Производители предлагают свежее мясо, мед, рыбную продукцию.
Он добавил, что ориентация покупателей на здоровый образ жизни — один из заметных трендов последнего времени. Доля продуктов категории fresh в магазинах торговой сети «Пятерочка» в Ростове-на-Дону составляет около 30%.