Грузоотправители обновляют автопарк активнее грузоперевозчиков
По словам продавцов грузовых автомобилей, в этом году самые активные покупатели — крупные и средние компании, имеющие собственные грузы и прямые контракты. Грузоперевозчики менее активны в обновлении своих автопарков. По данным экспертов, предложение на этом рынке существенно опережает спрос. В этом году снизился спрос на технику европейских брендов в связи с ростом цен. Продажи отечественных авто растут более уверенными темпами.
По данным Ростовстата, в первом полугодии этого года объем грузов, перевезенных автомобильным транспортом, увеличился на 8,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Грузооборот вырос еще сильнее — на 30%, что говорит о том, что местные грузоперевозчики стали транспортировать грузы на более дальние расстояния. Региональный менеджер «Volvo Group Truck Center Юг» Эрнест Плескачев считает, что в 2013 году покупательский спрос на автомобили больше наблюдался со стороны компаний, которые имеют собственные грузы и прямые контракты. По его словам, особенно активны были клиенты, имеющие большие парки.
Это подтверждает и директор по продажам и маркетингу компании «ГРИФОН» (Mercedes-Benz) Сергей Япондыч. По его словам, основными клиентами в 2013 году стали крупные и средние компании, в том числе зернотрейдеры, металлотрейдеры, топливные и строительные компании. Среди крупных покупателей авто у «ГРИФОНА» в этом году «ГРУППА АГРОКОМ», «РОСПРОМ» (более 15 шт.), «ГРИФ» (10 шт.), «Новоросметалл» (50 шт.) и др.
Старший менеджер компании «Генеральная экспедиция» (занимается автомобильными перевозками) Сергей Чухраев сообщил, что компания обновила старый автопарк несколькими годами ранее. В этом году новые автомобили не приобретались.
— Многие грузоперевозчики готовы транспортировать грузы по низким ценам, — объясняет он ситуацию на рынке. — Небольшие компании с автопарком из нескольких машин готовы ездить за любые деньги, поскольку им нужно возвращать кредитные средства, за которые они и приобретали автомобили. Осложняет ситуацию на рынке рост цен на ГСМ, а также постепенное ужесточение законодательства. Например, с этого года автомобили, перевозящие пассажиров и грузы, должны быть оснащены тахографами, в случае их отсутствия перевозчики будут оштрафованы.
По его словам, среди ростовских грузоперевозчиков практически отсутствуют компании с большим автопарком. В основном на рынке представлены ИП, имеющие 5–10 машин. Такие компании заключают договоры с другими ИП и в случае нехватки заказывают у них автомобили. У одной компании может быть сотня таких договоров. Они работают по упрощенной схеме налогообложения.
По оценкам участников рынка, уровень износа автопарков грузоперевозчиков достаточно высок.
Руководитель СРО «Межавтотранс» Дмитрий Ирхин подтвердил, что сегодня предложение автотранспортных услуг значительно опережает спрос. По его словам, за последние 20 лет количество грузовых автомобилей увеличилось в три раза, а объем перевозимых грузов остался на том же уровне. Сейчас ощущается переизбыток подвижного состава.
В одной из ростовских компаний, реализующих автомобили и спецтехнику, добавили, что осложнило ситуацию окончание строительства олимпийских объектов.
— Автомобили и техника из Сочи сейчас ходят по всему ЮФО, — прокомментировал собеседник N. — Сегодня рынок в подвешенном состоянии, все ждут отмашки начала строительства аэропорта и стадиона.
Это подтвердили в одной из ростовских компаний, торгующих щебнем. По словам собеседника, летом в компанию часто поступали звонки от грузоперевозчиков, которые искали заказы.
Как свидетельствуют продавцы автомобилей, в этом году наибольший спрос пришелся на тягачи.
— Магистральные тягачи занимают самую значительную долю в продажах новых грузовых автомобилей, — говорит Эрнест Плескачев. — В этом направлении мы активно продвигаем наш инновационный продукт — Volvo FH. Этот грузовик стал еще эффективнее благодаря серии интеллектуальных решений, направленных на топливную экономичность.
Гендиректор компании «Нейс-Юг» Богдан Хмельницкий сообщил, что с начала сентября в компании бум на трехосные тягачи.
— Практически все их берут с самосвальными полуприцепами Wielton кубатурой 33 м3, — говорит он. — К тому же сейчас «МАН Трак энд Бас» запустил акцию от производителя на двухосные тягачи с шикарной комплектацией по очень выгодной стоимости. Также в этом году мы подписали дилерский договор с Hyundai. И самыми востребованными оказались грузовики на базе шасси HD-80 и HD-120.
Эрнест Плескачев добавил, что наметилась тенденция не к расширению парков, а к их модернизации.
— Компании-грузоперевозчики в условиях жесткой конкуренции пытаются сделать свой транспорт более эффективным и стараются все время поддерживать небольшой возраст своих парков, — объясняет он. — В этих условиях особенно актуален инструмент trade in. В 2012 году компания Volvo Trucks представила рынку более продвинутое решение — Trade Up. Особенностью этой программы является то, что заказчикам автомобилей не надо выводить грузовые автомобили с линии на начальном этапе. Они могут заказать новый грузовик и, пока он находится в производстве, продолжать эксплуатировать свой транспорт.