«На матче в Англии я понял, что во мне живет болельщик»
Региональный представитель компьютерной компании Dell Сергей Трипалин предпочитает следить с трибун за ходом теннисных матчей. Он подчеркивает, что звезды этого вида спорта вполне доступны для общения со зрителями. А посетив футбольную игру в Манчестере, бизнесмен пришел к выводу, что на столь масштабных соревнованиях даже не слишком увлеченные спортом люди могут обнаружить в себе ярых болельщиков.
N: — Часто ли вы оказываетесь на спортивных трибунах крупных соревнований?
С.Т.: — Я не заядлый болельщик, но с удовольствием посещаю соревнования при случае. Особенно приятно поболеть за команду или игрока в хорошей компании. За последние годы я побывал на матче Leeds — Manchester United (название чемпионата, к сожалению, не помню) в Манчестере, на теннисном турнире BMW Open в Мюнхене и на этапе Кубка Дэвиса в Москве. На футбол меня в составе российской делегации вывозил бизнес-партнер СТХ. На другие соревнования я приезжал самостоятельно, с компанией друзей. Футбольную поездку оплачивала приглашающая сторона, два других турнира находились на пути нашего следования — мы просто покупали билеты. В Германии они стоили примерно 40 евро, в Москве самые простые — в пределах 500 руб. Правда, тогда у меня был теннисный магазин и один из поставщиков, спонсировавший соревнования, обменял мои билеты на более дорогие. Вообще, я предпочитаю теннисные соревнования всем прочим. Во время и после матча можно встретить известных игроков и даже перекинуться с ними парой слов. Например, на BMW Open я немного пообщался с Михаилом Южным, который участвовал и победил в турнире.
N: — Какие впечатления остались от футбольного матча?
С.Т.: — До этой игры я понятия не имел, что во мне живет болельщик и что все происходящее может так понравиться. Захватывающее зрелище начинается уже на подходе к арене, когда толпы фанатов в одеждах командных цветов вливаются на стадион. Атмосфера праздничная, но, пока добираешься до места на трибуне, возникают смешанные чувства — как будто ты попал в исправительное учреждение. Системы проверки, решетки, секьюрити, сканеры… И наконец начинается матч. Я уже не помню, за какую команду болел и каким был счет. Помню только, что чувствовал себя клеточкой громадного организма, когда весь стадион с ревом вскакивал с места при первых признаках голевых моментов. Ощущение, что твоя личность почти полностью растворяется в коллективном разуме, непередаваемо. Думаю, в этом состоянии человек готов на поступки, о которых впоследствии будет либо жалеть, либо очень ими гордиться. Никогда не пробовал наркотики, но примерно так себе представляю состояние эйфории или, наоборот, депрессии, если любимая команда проиграет.
По пути на матч с нами произошел забавный случай. Мы ехали из Лондона в Манчестер и остановились на заправке. До этого наши опытные болельщики уже загрузили в багажник автобуса горячительные напитки. Но водитель даже под страхом разрыва дипломатических отношений отказался его открывать. Мы решили «заправиться» пивом в магазине при заправке. В Англии аналог пива — эль, его-то мы и купили. Единственный эль, который был в продаже, назывался «Джинжер», нам это ни о чем не говорило. И надо было видеть наши лица, когда, попробовав вожделенный напиток, мы поняли, что это его безалкогольная разновидность…
К счастью, после матча англичане устроили нам прием, на котором угостили совсем другим, настоящим элем.
N: — Что можете сказать об организации матча?
С.Т.: — Она была на высоте. Прежде всего с точки зрения безопасности. Потоки болельщиков регулировали: направляли, а при необходимости — перенаправляли. Выглядело это легко и непринужденно, но, чтобы достичь такого уровня, наверняка была проделана огромная работа. Организаторам матчей в Ростове, где собираются строить стадион и через несколько лет проводить матчи чемпионата мира по футболу, я советовал бы поскорее перенять зарубежный опыт или пригласить западных специалистов.
N: — Встречались ли вам интересные примеры того, как местный малый бизнес за рубежом зарабатывает во время соревнований?
С.Т.: — Да, конечно. Например, деревушка Уимблдон на время проведения соревнований становится одной большой гостиницей. На BMW Open рядом с теннисными кортами перед матчами были воздвигнуты баварские рестораны, сувенирные лавки, специализированные магазины. Спортивный туризм набирает все большую популярность во всем мире. И это, безусловно, дает дополнительный толчок к развитию бизнеса.