Рост НЭВЗа обусловлен модернизацией Транссиба и БАМа, по которым российский уголь идет на экспорт в Азию
По словам гендиректора ООО «ПК “НЭВЗ”» Андрея Власенко, наиболее востребованными в 2021 году были грузовые электровозы серии «Ермак», это связано с продолжающейся модернизацией Транссиба и БАМа. В уходящем году НЭВЗ увеличил объемы реализованной продукции на 4%. Перспективы развития сбыта внутри России компания связывает с ожидаемым ростом пассажирских перевозок, развитием технологии движения длинносоставных и тяжеловесных поездов. С точки зрения поставок за рубеж, интерес для НЭВЗа представляет рынок азиатских стран СНГ.
N: — Каковы итоги работы НЭВЗа в 2021 году?
А.В.: — В прошедшем году рост объемов реализованной продукции составил 4%. Рост обусловлен увеличением заказов на электровозы серии «Ермак» — это наиболее востребованные электровозы НЭВЗа на сегодня в связи с продолжающейся модернизацией Транссиба и БАМа. Эти две магистрали являются основными экспортными артериями для поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона угля, спрос на который там продолжает расти. Модернизация БАМа и Транссибирской магистрали входит в долгосрочную программу развития железных дорог, рассчитанную до 2025 года.
N: — Какую часть продаж по итогам года обеспечили закупки «РЖД»?
А.В.: — В 2021 году электровозы для ОАО «РЖД» составили 68% всех поставок НЭВЗа.
N: — Какова была география поставок в 2021 году?
А.В.: — Электровозы — Россия. Запасные части — Россия, Беларусь, Казахстан, Финляндия.
N: — Есть ли у НЭВЗа задача расширять поставки за рубеж, какие страны вам интересны прежде всего, в чем могут быть конкурентные преимущества завода?
А.В.: — С точки зрения поставок электровозов интерес, прежде всего, представляет рынок азиатских стран СНГ. Так, например, в прошлом году новый грузовой электровоз ЗЭС5С прошел успешные испытания в Узбекистане в условиях жаркого климата и сложного рельефа местности. НЭВЗ ранее уже поставил партии электровозов 3ЭС5К и сейчас знакомит узбекских партнеров со своим новым современным локомотивом.
N: — Каковы, по вашему мнению, перспективы развития НЭВЗа на ближайшие 5-10 лет, какая продукция будет пользоваться спросом, чего потребует от вас покупатель, к чему вы готовитесь?
А.В.: — На железных дорогах Российской Федерации продолжается развитие технологии движения длинносоставных и тяжеловесных поездов. НЭВЗ выпускает электровозы серии «Ермак», которые отвечают требованиям, предъявляемым «Российскими железными дорогами» к современному подвижному составу.
Кроме того, в 2022 году на магистрали страны поступят новые магистральные грузовые электровозы переменного тока с асинхронным тяговым приводом 2ЭС5С и 3ЭС5С. Они предназначены для тяжеловесного движения на участках со сложным профилем пути. В конструкции электровозов 2ЭС5С и 3ЭС5С применены производимые в России тяговые асинхронные электродвигатели и тяговый преобразователь, тяговый трансформатор, вспомогательный привод, компрессорное оборудование. Доля российских компонентов в конструкции локомотивов составляет 85%.
В соответствии с параметрами проекта Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года спрос на пассажирские перевозки может увеличиться в 1,8-2,1 раза с соответствующим ростом пассажирооборота. В связи с этим планируется развитие высокоскоростных и скоростных перевозок и традиционных дальних перевозок. Таким образом, перспективным является сегмент двухсистемных электровозов. НЭВЗ выпускает скоростные двухсистемные пассажирские электровозы ЭП20. На текущий момент он является монополистом в России по производству данного вида локомотивов.
N: — Расскажите об основных направлениях инвестиций НЭВЗа в этом году.
А.В.: — Приоритетным направлением в инвестиционной программе 2022 года является выпуск новой продукции, отвечающей современным стандартам и потребностям рынка. Особое место занимает модернизация морально устаревшего и физически изношенного оборудования и реконструкции производственных площадей.
N: — По итогам 2021 года какой экономии удалось достичь благодаря внедрению проекта цифровизации производства? На каких участках она была достигнута?
А.В.: — В 2021 году в рамках проекта «Цифровой завод НЭВЗ» были реализованы несколько мероприятий: «Разработка 3D-модели завода», «Управление инженерными данными», «Роботизированный комплекс плазменной резки швеллеров и листов».
Наиболее значимым событием по итогам прошедшего года с точки зрения достижения экономического эффекта является ввод в промышленную эксплуатацию роботизированного комплекса плазменной резки швеллеров и листов в комплексе с установкой дробеметной отчистки в сварочно-кузовном цехе. Внедрение данного мероприятия позволит получать ежегодный экономический эффект до 2,1 млн руб.
N: — Как коронавирусные ограничения отражаются на деятельности предприятия сегодня?
А.В.: — НЭВЗ входит в число лидеров среди крупнейших донских промышленных предприятий по формированию коллективного иммунитета против ковида. Доля привившихся электровозостроителей составляет 87%. На предприятии работа по недопущению распространения коронавируса ведется на постоянной основе, в штатном режиме. Оперативный штаб следит за исполнением всех противоэпидемических мероприятий и предписаний Роспотребнадзора.
N: — В последние годы крупные промпредприятия прилагают много усилий для того, чтобы стать привлекательными для сотрудников, какие новые меры в этом направлении вы предпринимали в последнее время?
А.В.: — С 1 февраля 2022 года НЭВЗ проводит точечное увеличение тарифных ставок и окладов. Акцент сделан на должностях, дефицитных на рынке труда, что позволит не только повысить уровень жизни сотрудников предприятия, но также привлечь и закрепить на предприятии молодых специалистов. Отмечу, что, несмотря на сложности работы в условиях защиты от ковида, за последние годы трижды проводилось повышение зарплаты.
Для молодых работников, кто намерен совершенствовать свои профессиональные качества, добиваться карьерного роста на предприятии, есть реальный шанс заявить о себе, подав заявку в кадровый резерв. Задачи этого проекта Трансмашхолдинга — обеспечить преемственность управленческих и высококвалифицированных кадров, передачу профессионального опыта между поколениями работников, в том числе закрепление в ТМХ высокопрофессиональных специалистов.
Справка
ООО «ПК “НЭВЗ”» — крупнейший российский производитель магистральных грузовых и пассажирских, промышленных электровозов. Владелец 99,99% компании — АО «Трансмашхолдинг». Выручка НЭВЗа в 2020 году, по данным «СПАРК-Интерфакса», выросла на 15% — до 36,8 млрд рублей, а чистая прибыль — в 3,3 раза — до 290 млн рублей. Данные об итогах деятельности в 2021 году еще не опубликованы. Андрей Власенко возглавляет ООО «ПК “НЭВЗ”» с февраля 2020 года.