«Более половины выручки дают сэндвич-панели»
По словам гендиректора комплекса строительных заводов «Металл-Дон» Александра Ларионова, выручка компании за прошедший год увеличилась на треть, составив 2,1 млрд рублей. В первом квартале компания поставит металлоконструкции для завода «Вотерфолл Про» «Группы Мегаполис» и рассчитывает на победу в тендере «Ямал СПГ» компании «НОВАТЭК».
В этом году «Металл-Дон» увеличил продажи сэндвич-панелей на 17%. По словам гендиректора компании Александра Ларионова, если бы объем их производства для головной компании, «Евродона», был меньше, предприятие смогло бы увеличить количество сторонних заказов. Сейчас компания осуществляет поставки в Центральную Россию, Поволжье и на юг страны. Одна из задач предприятия в текущем году — увеличить производство продуктов с высокой добавленной стоимостью.
N: — Каков оборот «Металл-Дона» по итогам прошедшего года?
А.Л.: — Объем выручки без НДС по итогам прошлого года составил почти 2,1 млрд рублей, что более чем на треть выше по сравнению с 2013 годом. В структуре продаж более половины выручки приходится на сэндвич-панели, около трети — на металлоконструкции, остальная же часть — на горячее цинкование. Несмотря на то что доля этой услуги оказалась меньшей в объеме выручки, этот сегмент производственной деятельности является наиболее прибыльным, рентабельность прибыли от продаж — самая высокая, почти 20%. Уровень загрузки производства сэндвич-панелей является на сегодня максимальным: в 2014 году мы подтвердили проектную мощность, выпустив 1,1 млн кв. м продукции. Объем выпуска при оказании услуги горячего цинкования составил почти 18 тыс. тонн, объем выпуска металлоконструкций остался на уровне прошлого года — около 10 тыс. тонн.
N: — За счет чего удалось полностью загрузить производство сэндвич-панелей?
А.Л.: — Нам уже удавалось это сделать два года назад: в 2012 году завод выпустил около 1 млн кв. м сэндвич-панелей, однако в 2013 году промышленное потребление просело, что привело к снижению объема сторонних заказов. В это же время мы столкнулись с тем, что нас стали теснить конкуренты. Наша компания одна из первых в России запустила производство сэндвич-панелей на базе негорючей пены — пенополиизоцианурата, но в последние годы открылось много новых производств. Сэндвич-панели — второй по прибыльности сегмент в структуре доходов с рентабельностью 7–10%, а за счет большего объема выручки их выпуск позволяет обеспечивать ритмичную работу предприятия на протяжении всего года.
В прошлом году стали развивать розничный сегмент торговли сэндвич-панелями. Мы столкнулись с ростом конкуренции, поэтому нам пришлось внести изменения в маркетинговую политику и повысить качество работы с клиентами. Еще мы усилили индивидуальную работу с потребителями, заставляя менеджеров выезжать на переговоры к ним: продавать не по телефону, а путем личного убеждения в преимуществе наших продуктов. Сделали упор на тотальном управлении качеством продукции на различных этапах производства, в результате чего в конце прошлого года сэндвич-панели и услуга были отмечены сертификатами «100 лучших товаров России». Кроме того, в 2014 году наблюдалось оживление спроса. В прошлом году компания «Евродон» приступила к масштабному расширению площадей птицеводческих комплексов, поэтому мощности завода по выпуску сэндвич-панелей были востребованы и их вновь удалось задействовать по максимуму. Тем не менее продажи «на сторону» выросли на 17%, и если бы объем производства сэндвич-панелей для «Евродона» был меньше, то мы смогли бы заместить разницу сторонними заказами. Иногда приходилось отказывать потенциальным клиентам и даже повышать цену, оставляя в своем портфеле наиболее выгодные заказы. Во второй половине 2014 года мы целенаправленно увеличили ее на 5–7%. Менеджеры в недоумении подходили ко мне и спрашивали: «Зачем мы это делаем?!», а я отвечал, что мы работаем на опережение рынка. Когда мощности полностью загружены, нет смысла браться за заказы с низкой маржой.
N: — Какую динамику показали работы по горячему цинкованию в прошедшем году?
А.Л.: — Прирост составил около 30%, но это было, скорее, возвращением своей рыночной доли. В 2012 и 2013 годах на юге России реализовывалось множество проектов в рамках строительства объектов инфраструктуры для зимней Олимпиады в Сочи, и наше производство было загружено. Позже, при выходе олимпийских проектов на финальную стадию, объем заказов существенно упал, особенно во втором полугодии 2013 года. Если в 2012 году мы выпустили 20 тысяч тонн продукции в горячем цинковании, то в 2013 году было падение на 30%. Поэтому в 2014 году с целью самостоятельной дозагрузки производственных мощностей мы стали развивать производство продуктов «металл + цинк», таких как металлоконструкции для дорожной инфраструктуры и линий электропередачи. В 2013 году мы фактически не производили дорожного ограждения, а в 2014 году уже произвели около 1 тыс. тонн. Значительный объем пришелся и на поставку металлоконструкций в цинке по заказам ГК «Евродон», поскольку часть конструкций птичников по технологическим требованиям должна быть горячего цинкования. Если в 2013 году на его долю пришлось около 5%, то в 2014-м — более 20%.
N: — Какая доля пришлась на выполнение заказов для «Евродона» по другим направлениям?
А.Л.: — Несмотря на то что наше предприятие является частью этой компании, мы работаем с ним на рыночной основе. Заказы «Евродона» в прошлом году составили более 40% по направлению производства сэндвич-панелей и около 30% по направлению производства металлоконструкций. Полагаю, с учетом продолжения активного расширения «Евродона» в этом году «Металл-Дон» будет участвовать во многих проектах. Хорошо, что сегодня есть заказы «Евродона», но мы ориентированы и на самостоятельную работу.
N: — С какими крупными заказчиками сотрудничаете?
А.Л.: — В прошлом году поставляли металлоконструкции для расширяющегося комплекса отеля Don-Plaza, активно работаем с турецкой компанией Renaissance Construction, которая ведет строительство маслоэкстракционного завода в Новоаннинском районе Волгоградской области. Работаем по поставкам металлоконструкций и сэндвич-панелей и для сельскохозяйственных проектов в других регионах, таких как строительство группой «Коралл» свиноводческого комплекса в Тверской области, расширение птицеводческого комплекса группы «Мордовцемент» в Республике Мордовии, строительство молочных комплексов в Воронежской области компанией «ВСБ».
В первом квартале этого года мы завершим поставку металлоконструкций для строящегося в г. Шахты предприятия по производству биаксиально ориентированной полипропиленовой пленки «Вотерфолл Про» «Группы Мегаполис», выиграв в тендере на поставку металлоконструкций для этой компании в минувшем году. Участие в этом проекте для нас принципиально, оно носит немного имиджевый характер — допускать другие заводы на территорию своего региона было бы неправильно. Еще один переходящий заказ с 2014 года — поставка металлоконструкций для строящегося автомобильного завода «Дервейс» в Ставропольском крае.
Сейчас мы участвуем в тендере на поставку металлоконструкций для завода по производству базальтовой теплоизоляции компании «ТехноНИКОЛЬ» в Красном Сулине. В этом тендере участвует несколько мелких и средних компаний, сбивающих цену. Но за «ТехноНИКОЛЬ» будем бороться до конца, это наша позиция. (Улыбается.)
Планируем участвовать в крупнейшем проекте «Ямал СПГ» компании «НОВАТЭК». В этом проекте будут участвовать все крупные заводы металлоконструкций России, так как объем необходимой для его реализации продукции не по силам произвести одному заводу в намеченные сроки, там нужны десятки тысяч тонн металлоконструкций. Проект рассчитан на три года, так что в наших планах — участие в нем если не в этом, то в следующем году. Еще собираемся участвовать в тендерах на поставку металлоконструкций ЛЭП и железнодорожной инфраструктуры в направлении Крыма. Продолжим активно работать с «Евродоном».
N: — Есть ли у вашей компании планы развития экспорта?
А.Л.: — Мы работали с Казахстаном, Белоруссией, но это были небольшие объемы поставок. С учетом внешней ситуации будем ориентироваться на поставки внутри России, у нас хватает проектов, в которых можно поучаствовать. Поэтому планов по активному развитию экспорта у нас нет. Специфика нашего производства — определенное ограничение по географии. Радиус, в котором мы эффективно работаем, — от 1 до 1,5 тыс. километров, это Центральная Россия, Поволжье, юг страны.
N: — Как отразилась ситуация с курсами валют на закупках вашей компании?
А.Л.: — К сожалению, при производстве сэндвич-панелей используются импортные химические компоненты, лидерами по производству которых являются европейские компании. Несмотря на то что некоторые из них наладили выпуск отдельных компонентов в России, например полиола, изоционат и другие добавки поставляются из-за границы. Рост цен на сырье в евро привел к пропорциональному подорожанию нашей продукции. Конечно, мы стараемся поднимать цены поступательно, чтоб не потерять какие-то проекты. Но мы видим, как текущая экономическая ситуация больно бьет по нашим клиентам, в некоторых случаях приводя к закрытию перспективных инвестпроектов. Конечно, со временем наша промышленность адаптируется к новым условиям. Полагаю, курс евро уже не будет расти такими гигантскими темпами, хотя постепенное ослабление курса национальной валюты еще может продолжаться. Я считаю, что в перспективе в 2016 и 2017 годах в экономике наступит стабилизация и пик кризиса спада промышленного производства будет пройден в 2015 году. Да, снизятся объемы производства и отложатся отдельные инвестпроекты, но экономика перестроится: появятся новые проекты, связанные с импортозамещением.
N: — Какие задачи ставите перед компанией сейчас?
А.Л.: — Наша стратегия — оставаться крупнейшим производителем в своих направлениях на юге России. Во-вторых, с учетом наличия множества мелких и средних производителей в сегменте металлоконструкций есть задача увеличивать производство собственных продуктов с высокой добавленной стоимостью — продуктов «металл + цинк». В прошлом году наши конструкторы спроектировали собственную линейку зданий промышленного и сельхозназначения, так называемых гибридных зданий. С одной стороны, в ее основе используется стандартный металлопрокат, с другой — перекрытия и отдельные элементы предполагают легкие металлоконструкции. Это позволяет снизить металлоемкость и, соответственно, стоимость проектов для инвесторов на 15–20%, поэтому в 2015 году наша цель — наращивать объем производства в этом сегменте. Поставка готовых быстровозводимых зданий, причем более выгодных по цене за квадратный метр по сравнению с типовыми проектными решениями, позволяет не конкурировать в тендерах за тонну металлоконструкций, повышая маржинальность своей деятельности. Конечно, сама бизнес-идея не нова, на этом рынке есть свои лидеры, например Ruukki из Обнинска. Но эта ниша еще не заполнена и позволяет приходить сюда другим игрокам.
N: — Как оцениваете уровень конкуренции?
А.Л.: — Он по-прежнему остается высоким, но и мы не отстаем. В этом году мы стали лидером на рынке горячего цинкования юга России, хотя есть один крупный производитель в Краснодаре — Краснодарский завод металлоконструкций — и два небольших завода в Кропоткине и Минеральных Водах. За счет маркетинговой политики, индивидуального подхода к клиенту, о котором я говорил ранее, при одинаковых качественных характеристиках наши объемы производства теперь в два раза больше, чем у краснодарского конкурента. Нам помогает и удачное географическое положение: заводы, находящиеся южнее, оказались зажаты в своих регионах, мы же находимся ближе к центру России, поэтому у нас есть доступ к заказчикам на севере.
Год от года растет конкуренция и в сегменте сэндвич-панелей. Если в 2010 году наш завод был первым в России, то на текущий момент открыто очень много производств в Подмосковье, Санкт-Петербурге, на Урале. Производя сэндвич-панели из более современного утеплителя, пенополиизоцианурата (ПИР), мы постоянно конкурируем с производителями сэндвич-панелей, начинкой которых является базальт-волокно. Они защищают свои интересы на уровне национальных технических регламентов применения сэндвич-панелей в строительстве. В Европе же из панелей с применением ПИРа строят все: и торговые центры, и промышленные здания, и спортивные комплексы, и жилые объекты. У нас же лоббисты базальт-волокна в качестве основного аргумента заявляют, что их панели негорючие. На самом же деле горит все, и более важным является показатель дымообразования. В случае пожара люди могут погибнуть не от огня, а от удушья. Поэтому сэндвич-панели с применением ПИРа в Европе получили большее применение, чем в нашей стране. Кроме того, пенополиизоцианурат имеет очень плотный химический состав, сохраняя свои свойства на протяжении 30–50 лет, в то время как базальт-волокно со временем осыпается, и в нем могут заводиться грызуны. Тем не менее по российским СНиПам многие объекты должны быть возведены с использованием только базальт-волокна, поскольку есть активно поддерживаемый миф, что этот продукт является более безопасным. Поэтому нашим строителям-проектировщикам ничего не остается, как использовать чаще именно его.
По итогам 2013 года более половины рынка сэндвич-панелей приходилось именно на панели с базальтовой начинкой. Уверен, рано или поздно эта ниша откроется и нам. Уже сейчас идет постепенная ломка сознания строителей, инвесторы используют наши панели там, где законодательно это не запрещено, поскольку получают большую экономию.
N: — Удалось ли уже компании погасить обязательства перед ВЭБом, предоставившим кредит на строительство заводов в размере почти 3 млрд рублей?
А.Л.: — Нет, так как мы еще не достигли 100% загрузки отдельных производственных мощностей, то отстаем от графика окупаемости проекта. У нас есть большой резерв по производству металлоконструкций и по горячему цинкованию. Только при условии полной загрузки мощностей «Металл-Дон» будет способен в полной мере выполнять обязательства перед ВЭБом. ВЭБ сейчас понимает сложность экономической ситуации и идет нам навстречу — продолжается работа по реструктуризации обязательств перед банком и продлению срока реализации инвестпроекта.