На карту офисного мира нанесли Кубань
Крупнейший донской продавец оргтехники «Офисный мир КМ», входящий в холдинг «КМ-Союз», купил краснодарскую сеть розничных магазинов компьютерной техники SNR с годовым оборотом около 700 млн руб. Президент «КМ-Союза» Евгений Каракушьян уверен, что это поможет укрепить позиции в противостоянии федеральным игрокам. Он планирует увеличить объем продаж цифровой и оргтехники в 2014 году на 15% к 2013 году — до 4 млрд руб.
3 февраля ООО «Офисный мир КМ», входящее в состав ростовского холдинга «КМ-Союз», купило компьютерную сеть SNR, представленную семью магазинами в Краснодаре и Краснодарском крае. Благодаря сделке «Офисный мир КМ» увеличит число собственных розничных точек более чем в 1,5 раза — до 19. Сумма сделки не раскрывается. Аналитики называют справедливой цену продажи в диапазоне $ 1,5–3 млн. По мнению экспертов, продавцам компьютеров следует сосредоточиться на интернет-продажах, а также на корпоративном секторе: офлайновые продажи стационарной техники и ноутбуков снижаются.
В начале февраля ростовский холдинг «КМ-Союз» закрыл сделку с ООО «Кубань Микро Системс Плюс» по приобретению краснодарской сети магазинов компьютерной техники и комплектующих под брендом SNR. В нее входят 4 розничных магазина в Краснодаре и по одному — в Новороссийске, Анапе и Армавире. До сих пор ростовский холдинг, продающий оргтехнику, не имел объектов розничной торговли в городах Краснодарского края, за исключением Новороссийска. Президент «КМ-Союза» Евгений Каракушьян рассказал, что в компании не исключают возможность других подобных приобретений в Ростовской области, а также в Краснодарском и Ставропольском краях:
— Расширение собственной сети продаж необходимо нам для укрепления позиций и развития на рынке, где сегодня очень сильна конкуренция со стороны федеральных игроков. Преимущество развитой сети состоит в том, что по мере ее роста условия, на которых компания закупает необходимые товары у производителей, становятся все более выгодными.
Г-н Каракушьян объяснил, что приобретение магазинов SNR даст компании возможность войти на краснодарский рынок — активно и под уже знакомым потребителям брендом.
— В Краснодаре уже работает наш офис со складом и отделами прямых и корпоративных продаж, — говорит он. — Розницы там нет. Для полноценной работы в регионе нам не хватало узнаваемости и возможности резко войти на рынок. У SNR, работающей в Краснодаре с 1997 года, хорошая клиентская база и сложившаяся репутация — мы не будем проводить ребрендинг.
Собеседник N уточнил, что изменения коснутся ассортимента: его расширят примерно на 20%. Кроме того, в планах компании — сделать торговые залы более современными с точки зрения дизайна и мерчандайзинга. — Проанализировав итоги первого года работы, мы решим, имеет ли смысл открывать новые магазины под этим брендом, — добавил Евгений Каракушьян.
До приобретения магазинов SNR ростовским холдингом сеть развивали ООО «Кубань Микро Системс Плюс» и ООО «Эс-Эн-Ар-юг» (см. справку), принадлежащие краснодарскому предпринимателю Дмитрию Гуревичу. По словам бизнесмена, он решил продать компанию из-за конкуренции, ужесточившейся с приходом федеральных сетей:
— С укреплением позиций таких игроков, как «Юлмарт», DNS и «Ситилинк», нам как небольшой компании стало намного сложнее конкурировать — обороты в последние годы снижались. Выходом в сложившейся ситуации была продажа сети крупному игроку, развивающему не одно, а сразу несколько направлений. Думаю, перспективы «Офисного мира КМ» связаны с возможностью предлагать комплексные решения малому и среднему бизнесу.
По информации на сайтах компаний, сегодня в Краснодаре работают 11 точек продаж DNS, 2 кибермаркета и 4 пункта выдачи «Юлмарта», а также 4 точки продаж «Ситилинка».
— Аудитории «Юлмарта» и SNR, безусловно, пересекаются в части интернет-продаж, — подтвердил Брайан Кин, директор «Юлмарта» по коммуникациям, добавив, что SNR «является достаточно сильным региональным игроком».
Г-н Кин также сообщил, что Краснодарский край в компании считают одним из наиболее перспективных регионов страны.
— По итогам 2013 года наши объемы продаж в крае приросли на 70,5% к 2012 году. Сегодня помимо Краснодара пункты выдачи также работают еще в 16 городах региона.
По словам Евгения Каракушьяна, для увеличения конкурентоспособности приобретенной сети «Офисный мир КМ» планирует сделать ставку на большое количество допуслуг:
— До сих пор SNR занималась только розничными продажами. У нас же работают крупное сервисное подразделение и специалисты по корпоративным продажам — нет розницы в чистом виде. Эти сервисы будут доступны в сети SNR. Кроме того, в ближайшее время мы начнем установку терминалов для оформления заказов через интернет с возможностью тут же забрать товар.
— Широкий ассортимент актуальных товаров и диверсификация бизнеса, развитие сразу нескольких направлений, нескольких розничных форматов, в том числе дистанционного ритейла, а также наличие собственного сервисного центра, безусловно, выступают конкурентным преимуществом компании, — считает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
Сумма сделки не раскрывается. Г-н Каракушьян уточнил, что его компания своими силами провела оценку активов. Большая часть средств на покупку была заемной: ВТБ, с которым уже сотрудничает холдинг, открыл новую кредитную линию.
— В 2013 году оборот SNR составил примерно 700 млн руб., компания отработала пусть с небольшой, но все же прибылью, — говорит он. — Наша цель на 2014 год — сохранить объемы продаж. Мы рассчитываем, что благодаря этой покупке продажи «Офисного мира КМ» перешагнут планку в 4 млрд руб. по итогам 2014 года, т. е. превысят примерно на 15% показатели 2013 года — 3,5 млрд руб.
Максим Клягин считает, что стоимость операционного бизнеса краснодарской сети могла составить от $ 1,5 млн до $ 3 млн.
— Если предположить, что чистая рентабельность SNR формировалась в диапазоне 1–3%, то 4–5 чистых годовых прибылей — адекватная цена с учетом сравнительно небольших размеров компании, — отмечает он.
В целом аналитики IT-рынка отмечают тенденцию к снижению продаж компьютерной техники, за исключением планшетов. Наталия Виноградова, аналитик компании IDC Russia, специализирующейся на исследованиях и консалтинге в области IТ, подчеркивает, что на фоне снижения продаж ПК перспективными направлениями остаются интернет-продажи и работа с корпоративным сегментом:
— Падение рынка ПК составило 27,2% к 2012 году. Мы считаем поставки производителей на российский рынок, а не продажи конечным потребителям. Падают продажи ноутбуков в потребительском сегменте. Ситуация в корпоративном сегменте более стабильная. Доля интернет-продаж, в том числе терминальной торговли, растет. По нашим прогнозам, в 2014 году спад на рынке ПК продолжится.
Схожего мнения придерживается и консультант компании GfK Григорий Порошин:
— IT-рынок России в 2013 году существенно сократился по большинству групп товаров, кроме планшетов, которые остаются единственной растущей категорией. Что касается мобильных и настольных компьютеров и мониторов, продажи этих групп сокращаются и, несомненно, продолжат сокращаться в 2014 году. В целом, снижение продаж IT-товаров составило 15% к 2012 году.