«В регионе простаивает 35% желдорпутей предприятий»
Генеральный директор ООО «МАГИСТРАЛЬ ЮГ» Али Фадле, занимающийся строительством частных железных дорог, считает, что ужесточение контроля над автомобильными перевозками с введением системы «Платон» приведет к росту интереса к развитию альтернативных железных дорог. Значительная часть путей простаивает. Значит, у компании есть потенциал для роста.
Частные железные дороги, они же железнодорожные пути необщего пользования, могут располагаться на внутренней территории предприятия или же соединять ее с ветками общего пользования. Проекты создания полностью частных дорог протяженностью в сотни километров для коммерческих грузоперевозок объявлялись в России неоднократно, но ни один из них завершен не был. Единственная полностью частная дорога «Золотое звено», построенная без участия ОАО «РЖД» на Дальнем Востоке, прекратила свое существование в 2011 году до достижения окупаемости из-за отсутствия спроса на перевозки. Рост интереса к железнодорожным перевозкам наметился в 2014 году. Сейчас компании, предлагающие на рынке услуги по строительству и обслуживанию частных железнодорожных путей и инфраструктуры, не испытывают недостатка в клиентах. Острая конкуренция идет только за ключевых заказчиков.
N: — Вы сторонник «Платона»? А.Ф.: — В масштабах страны это, несомненно, даст положительный эффект. Во-первых, все мы страдаем от качества дорог. А сколько их не ремонтируй — если идут грузовики, например, с 40 тоннами щебня или с огромным перегрузом, покрытие будет разрушаться. Если средства, собранные «Платоном», действительно пойдут на реконструкцию трасс, а с рынка уйдут игроки, выживавшие благодаря перегрузам и круглосуточной эксплуатации водителей, то выиграет безопасность дорожного движения. Во-вторых, «белый» оборот грузоперевозок на железнодорожном транспорте даст дополнительные деньги в бюджет. Конечно, я не могу не посочувствовать водителям, терпящим убытки, но уверен, что ситуация выровняется в конечном итоге.
N: — Вас обошел кризис? А.Ф.: — Конечно, нет. Мы точно так же столкнулись со сложностями при закупке импортного оборудования и запчастей, были вынуждены жертвовать частью прибыли, чтобы не менять ценовую политику, но я склонен оценивать перспективы оптимистично. Бизнес вновь обратил внимание на железнодорожные перевозки. Сейчас активно восстанавливаются заброшенные ветки, размораживается недострой, увеличиваются объемы строительства. В регионе простаивает около 35% железнодорожных путей, находящихся в собственности предприятий, а значит, есть куда расти.
N: — Основной спрос приходится на восстановление путей? А.Ф.: — Да. Но не только. Предприятия начали активно расконсервировать свои пути для подачи и уборки вагонов. Немаловажным остается тот факт, что железная дорога только кажется вечным сооружением, но на самом деле нуждается в постоянном контроле и обслуживании путей. Мы начинаем с ремонта и в большинстве случаев принимаем на последующее обслуживание. К примеру, с РЭМЗом — крупным заводом, который имеет около 25 км пути на балансе и около 40 стрелочных переводов, — у нас договор на обслуживание, и сотрудникам завода остается только заниматься отгрузками.
N: — Конкуренция в сфере строительства железнодорожных путей невысока? А.Ф.: — Нельзя сказать, что у нас совсем нет конкуренции, но и избытка предложений на рынке не наблюдается. Так что, думаю, мы выйдем из кризиса немного раньше прочих.
N: — Главный конкурент, вероятно, ОАО «РЖД»? А.Ф.: — Во-первых, мы не конкуренты в принципе: они не строят малые объекты, а мы соединяем их магистрали с будущими клиентами. Во-вторых, «РЖД» буквально снабжает нашу компанию ценнейшими кадрами. Это узкопрофильная область, где хорошие специалисты наперечет, а стаж на железной дороге — знак качества. В рамках оптимизации в ОАО «РЖД» высвободилось немало специалистов. Мы пригласили их к себе, поэтому кадровый голод, на который часто жалуются в других областях, нас обошел стороной.
N: — Вы предлагаете полный цикл работ? А.Ф.: — Да. От идеи привлекать подрядчиков на аутсорсинг мы отказались сразу и безоговорочно. Мы занимаемся проектированием, строительством, диагностикой, ремонтом и обслуживанием железнодорожных путей — о быстрых деньгах тут речи быть не может, успешность компании строится на доверии постоянных клиентов. У нас большая материально-техническая база, полностью укомплектованный штат — от инженеров до разнорабочих, это позволяет давать долгосрочные гарантии. Неоднократно приходилось заканчивать объекты других подрядчиков: неполный пакет документов, расхождение сметы, просто некачественное строительство. Потенциальных клиентов в регионе не так уж много, и я знаю, как сложно заработать доверие и репутацию.
N: — А развлекательные объекты строить не приходилось? А.Ф.: — Пока нет, и, боюсь, в ближайшее время вряд ли кто-то решится завести себе такую «игрушку». Мне гораздо ближе идея учебной дороги в парке им. Островского — с ее инфраструктурой, станцией, подвижным составом. Благодаря ей из многих школьников выросли замечательные, влюбленные в свою работу специалисты. Подобная достопримечательность — украшение для любого города. У нас достаточно ресурсов для подобных проектов, и, если бы кто-нибудь пришел с таким предложением, мы бы с удовольствием взялись за реализацию.
N: — Вы строите только подъездные пути для крупных предприятий? А.Ф.: — У нас есть еще социальное направление. Например, к нам обращаются жители небольших населенных пунктов, которым необходимы железнодорожные переезды. Началось с того, что ко мне пришел председатель дачного поселка, который от проезжей части отделяет железная дорога, — жителям приходилось пользоваться многокилометровым объездом. Они обращались в «РЖД», но там рассмотрение вопроса занимает много времени. Конечно, нельзя обвинять наших коллег в невнимательности к простым людям, но громада корпорации порой просто не замечает столь маленькие проблемы. Мы начали строить такие переезды. Естественно, назвать это прибыльным направлением бизнеса сложно… Попутно выяснилось, что проблемных переездов в Южном федеральном округе хватает и нужно работать над этой ситуацией совместно и с местными властями, и с ОАО «РЖД», и со всеми заинтересованными лицами. Значит, кто-то должен эту проблему обнаружить, сформулировать, предложить план действий. Почему не мы?
N: — Вы планируете развивать социальное направление? А.Ф.: — Обязательно. Компания уверенно растет, и я постоянно сталкиваюсь с разными, на первый взгляд неочевидными, проблемами. Сейчас особенно важно развивать социальные проекты, которые помогают не только остронуждающимся, но и тем, кому просто в силу обстоятельств нужна временная поддержка. Бюджетная сфера переживает не лучший момент, а люди уже привыкли, что все вокруг развивается, строится. Боюсь, в будущем году темпы повышения комфортности жизни снизятся еще больше. Можно, конечно, сетовать на обстоятельства, но, думаю, крупные предприятия и средний бизнес вполне способны взять на себя часть проблем, чтобы избежать социальной напряженности в регионе. Сейчас мы готовим сразу несколько проектов, которые хотелось бы обсудить на уровне руководства Ростовской области, но о них рано говорить вслух.