«В этом сезоне сделали тематическую локацию «СССР» с ковром, бутербродами и хрусталем»
Владелец фотостудии Markspace, директор «Интернет компания Юг» и преподаватель ДГТУ Евгений Шаповал сделал упор на масштаб и уникальные локации, но уверен, что «по умолчанию» подобный проект прибыльным не станет.
В Markspace на площади 350 кв. метров можно сфотографироваться на роскошной кухне или под тропическим дождем. На Новый год накрывали стол с хрусталем и шпротами на фоне ковра, а в преддверии 23 Февраля привезли бочку моторного масла и эффектные покрышки, чтобы девушки могли подготовить модные открытки со своими фото. При этом основные клиенты проекта — магазины, производители и эксперты, проводящие обучение.
Фотостудия Markspace открылась в 2019 году и позиционируется как самая масштабная локация в Ростове и единственная студия с аквазоной. По словам владельца, основное направление студии — сдача локаций в аренду сторонним фотографам и под проведение мероприятий и мастер-классов. Евгений Шаповал рассказал N, что спрос на фотосьемку остается стабильным.
N: — Почему вы решили открыть фотостудию?
Е.Ш.: — Для меня это побочный дополнительный бизнес, который закрывает ряд других задач, например, я провожу отраслевые мероприятия по диджитал-маркетингу своего основного бизнеса, делаю популярную сейчас предметную съемку для маркетплейсов, организую мастер-классы.
N: — Конкуренция высокая?
Е.Ш.: — Перед открытием, в 2019 году, был сделан тщательный анализ рынка. На тот момент в Ростове было 34 студии. Если судить по количеству открывающихся новых проектов в городе и, в частности, в помещениях Часового завода, предположу, что это многим кажется очень заманчивым бизнесом. Как правило, их открывают фотографы, не имеющие предпринимательских навыков, и средний срок работы небольшой студии — четыре-шесть месяцев. Одновременно есть и успешные проекты, когда сами фотографы сначала снимают в студии, потом этот бизнес растет и развивается. Есть примеры успешного бизнеса только на сдаче в аренду. В настоящее время общее количество студий ближе к сорока. Точнее посчитать сложно, так как небольшие очень часто закрываются или просто не рекламируются, не имеют своей «фишки».
N: — В вашей студии «фишка» есть?
Е.Ш.: — С самого начала локации и интерьеры создавались из расчета либо «ни у кого нет», либо «уже есть, но мы сделаем дороже». Так, например, появилась локация Kitchen, на тот момент одна из самых дорого обставленных. Локация Aqua с ванной и аквазоной стала флагманом студии, при этом ставка была на аквазону, так как она и до сих пор единственная в городе, но не так востребована, так как требует определенного навыка у фотографов. Бассейн с ливневым дождем, с тремя режимами мощности и разным направлением подачи воды — это очень круто, но никто и не ждал, что каждый день будет востребовано.
N: — Какие вложения требуются для открытия студии?
Е.Ш.: — Если с одной локацией, белыми стенами и, например, диваном и одним-двумя источниками света, а многие работают только с естественным от окна, то минимальные инвестиции могут начинаться от 100 000 руб. Если делать красивую интерьерную фотостудию с подведением всех необходимых коммуникаций, переделкой и ремонтом помещения, закупкой профессионального светового оборудования, созданием сайта, социальных сетей, то студия будет стоить от семи миллионов.
N: — При обилии смартфонов и программ для обработки спрос на профессиональный свет и аппаратуру сохраняется?
Е.Ш.: — Преимущество студии для профессионалов в том, что они получают такой контент, который задумали до съемки. Любители, начинающие фотографы и те, кто снимает на телефон, выбирают понравившиеся кадры из того, что у них получилось. Это принципиальная разница. Из всех приходящих в студию клиентов только около 5% снимают на телефон (фото или видео). Люди по-прежнему готовы платить за качественный контент на профессиональную технику, на телефон чаще всего снимают на улицах.
N: — На какие направления высокий спрос?
Е.Ш.: — Основное направление работы студии — это сдача локаций в аренду сторонним фотографам и под проведение мероприятий и мастер-классов. Основной спрос приходится на профессиональные съемки, когда контент нужен для работы. Это магазины, производители, эксперты и т. д. Конкретно для Markspace — 80% выручки мы получаем именно от этих арендаторов. В студии редко бывают свободные дни, при этом есть сезонный пик любительских фотосессий в период новогодних праздников и холодов, когда на улице нельзя снимать. В этом сезоне мы не отстаем от трендов, сделали тематическую локацию «СССР» с ковром, бутербродами и хрусталем. У нас есть и свои фотографы, мы предлагаем фотосессии под ключ, но это, скорее, побочное направление. Я это связываю с тем, что сейчас моя ниша в плане интерьеров менее востребована. Последние годы тренд на минимализм в фотографии, и массовый потребитель идет в такие фотостудии. У меня же и у примерно десятка других ростовских студий упор на красивые интерьеры. Это особый небольшой сегмент населения, которому важно дорогое окружение вокруг своей персоны.
N: — Для чего люди приходят в фотостудию?
Е.Ш.: — Контент для соцсетей, новые впечатления. Деловой портрет востребован. Причем для многих людей это психологически сложно, если нет привычки фотографироваться. У нас даже есть вариант сделать портрет без участия фотографа — выставить свет, смартфон, зеркало. Это не массовый спрос, но бывает нужно.
N: — Сколько ростовчане готовы тратить на фото?
Е.Ш.: — Стоимость съемки в фотостудии начинается от 3500 руб. В минимальную сумму будет входить стоимость аренды студии и работа фотографа, на выходе клиент получает около 20 обработанных фотографий. Достаточно часто стоимость фотосессии включает услуги визажиста, от двух тысяч, иногда стилиста по волосам, так же от двух тысяч, опытного фотографа — от 6000 руб. Плюс стоимость студии 1000-2000 рублей в час. Итого 10000 рублей за те же 20 фото.
N: — Markspace — успешный бизнес-проект?
Е.Ш.: — Вполне. При должном подходе этот бизнес привлекателен и с точки зрения денег, и с точки зрения аудитории. За весь срок работы студии у нас было много знаменитых личностей, один из журналов снимал ключевых предпринимателей города, «Матч ТВ» снимал интервью с ростовским футболистом, а жена другого часто снимала у нас контент для своих соцсетей. Один из популярных ростовских музыкантов снимал у нас клип. Вообще клипы очень часто у нас снимают. Ростовский театр снимал трейлер к мюзиклу «Алые паруса». Недавно была съемка популярного ведущего ТНТ и блогера.
N: — Какие планы у Markspace?
Е.Ш.: — Успешная интерьерная студия — это периодические переделки и ремонты, так как все устаревает. Изнашивается. Надоедает. Недавно перекрасили часть стен, купили еще мебели, делаем временные тематические локации. В планах-мечтах открытие собственной фотошколы. С точки зрения бизнеса это удобный вектор развития, так как уже все есть. Скорее всего, это будет детская фотошкола. По моим наблюдения, дети — главные фотографы нас в отпуске, поэтому заинтересованы будут и родители.
Справка
Евгений Шаповал, доцент Донского государственного технического университета, директор интернет-компании «Юг», бизнес-консультант, маркетолог. Образование: 2007 г. — Ростовский государственный экономический университет, экономист; 2013 г. — Ростовский государственный экономический университет, юрист.