г. Ростов-на-Дону
24 ноября 2024 07:45:42
102.58
107.43

«На автомобилях Aurus стоит карданный вал, который балансируется на нашем станке»

После начала спецоперации на Украине, введения санкций и нарушения логистических цепочек ростовское малое инновационное предприятие «Энсет», выпускающее оборудование для ремонта и изготовления карданных валов, потеряло почти все экспортные каналы продаж. Стабилизировать ситуацию получилось за счет роста спроса со стороны российских потребителей, говорит директор ООО «Энсет» Василий Мячин.

Уход зарубежных конкурентов с отечественного рынка позволил занять их нишу и дал толчок для создания новых видов техники. В ответ на запрос российских потребителей «Энсет» увеличил объем производства и начал разработку конструкторской документации на тяжелые станки весом 12 тонн.

N: — В интервью нашему изданию три года назад вы рассказывали, что планируете развиваться в направлении международной торговли. В 2019 году вы увеличили экспорт оборудования для ремонта карданных валов в 2,5 раза, существенно расширили международную географию сбыта. Удалось ли развить экспорт в 2020 и 2021 годах и как дела обстоят сейчас?

В.М.: — Удалось, и в 2021 году все было еще лучше. В 2019 году мы продали за рубеж 32 единицы оборудования, а в 2021 году уже не считали сколько, около 70 единиц. В этом году мы планировали поехать на выставку во Франкфурт-на-Майне, но не получилось. Началась спецоперация на Украине, против России ввели санкции, и экспорт практически полностью прекратился. Осталось только ближнее зарубежье — Казахстан, Беларусь, Армения. В эти страны мы как продавали, так и продаем, но основными направлениями у нас все же были Европа, Америка, Австралия.

N: — У вас существовала дилерская сеть в странах Европы и в США. Она закрылась?

В.М.: — Импортеры в Литве, Польше, Прибалтике, Америке просто перестали с нами общаться по политическим мотивам. Британия и Испания остались в подвешенном состоянии. Британец, когда началась спецоперация, прислал фейковую новость, где разрушенный от взрыва газа дом в России выдавался за украинский, и написал письмо, что мы убийцы. Мы ему прислали настоящую новость про этот дом, он потом поуспокоился и сейчас ведет с нами переговоры.

В Испании дилер готов работать и покупать, несмотря на все санкции, но стоимость доставки выросла на порядок. Если раньше доставить оборудование в Испанию стоило 2 тысячи евро, то сегодня — 7-10 тысяч евро. Клиент считает нецелесообразным столько платить. В Европе тоже кризис, у людей нет денег, у дилеров свои экономические проблемы. Люди готовы покупать наше оборудование, потому что оно конкурентоспособно, но цена доставки съедает всю маржинальность.

Висит много заказов, которые клиенты готовы оплатить, но при условии адекватной стоимости доставки. Мы были на профессиональной выставке, в которой участвовало большое количество транспортных компаний, но ни одна не согласилась отвезти груз в Испанию. Пытались найти каналы сбыта через Казахстан и Турцию, но везде свои сложности. Экспорт через третьи страны получается дорогим, так как посредники делают большую наценку.

N: — Какой доли экспорта вы достигли к концу 2021 года и какова она сейчас?

В.М.: — Экспорт составлял 20% выручки. При этом оборудование на экспорт продавалось дороже, чем оно продается в России. Прибыль компании по большей части из этих 20% и складывалась. В России мы делали практически нулевую наценку и много на нашем рынке не зарабатывали, а в Европу продавали с 30%-ной наценкой.

Некоторые виды специализированного оборудования пользовались спросом за границей, а у нас нет. Например, в прошлом году мы продали около 100 штук ручных реечных прессов, большинство ушло на экспорт, в этом году реализовали только 26 штук внутри России.

N: — Что происходит с производственными мощностями, на которых эти прессы делались?

В.М.: — Мы их занимаем, ничего не простаивает. Когда экспорт резко сократился, я испугался, честно говоря, потому что компания в основном за счет него развивалась, но оказалось, переживал зря. У нас получилось нарастить объем выпуска. Выпускали 3-4 станка в месяц, сейчас — 5. Уже берем заказы на февраль-март. По каким-то позициям производство сократилось, а по некоторым выросло колоссально. Мы просто не успеваем делать оборудование. Например, количество продаваемых прессов «ТИТАН» выросло более чем в 2 раза.

N: — Что способствовало увеличению спроса?

В.М.: — Спрос вырос в основном на самое обычное балансировочное оборудование. Из-за санкций появились большие проблемы с поставками комплектующих для автомобилей, тех же карданных валов. Часть людей, которые обслуживались у дилеров, покупали все новое и не заморачивались, теперь не могут так делать. Новые запчасти достать трудно. А если получается, то часто по неадекватной цене. Стоимость выросла в 3 раза. Те комплектующие, которые раньше стоили 30 тысяч рублей, сегодня стоят 90 тысяч рублей. Цена ремонта тоже увеличилась, но не так значительно, в 1,5-2 раза. Раньше отремонтировать карданный вал стоило 6-7 тысяч рублей, сегодня — около 12 тысяч рублей. Ремонтировать выгоднее, чем покупать новый карданный вал. Спрос на услуги ремонта в автосервисах растет, а соответственно, увеличивается и спрос на наше оборудование.

Вторая причина увеличения спроса — уход иностранных компаний. Российские предприятия медленно, но начали пытаться завоевывать собственный рынок, начинают делать что-то новое. Нас завалили запросами, покупают единицы, но все ринулись что-то производить, а балансировка — это финишная процедура, без нее никак, она в любом случае нужна.

Импортозамещение сдвигается с места. Тот же завод вентиляционного оборудования «Ровен» купил себе дополнительные балансировочные станки — расширяют линейку выпускаемой продукции, чтобы заместить тех, кто ушел.

N: — Насколько снизился после санкций ввоз в Россию зарубежного оборудования для ремонта карданных валов?

В.М.: — Зарубежные компании полностью ушли. Иностранные производители, которые работали в стране 30 лет, теряют российский рынок каждый день. Вернуться им будет проблематично, потому что переход на новое оборудование — сложный и долгий процесс. Заводы, которые сейчас заменят зарубежные станки, потом вряд ли будут возвращаться к иностранным производителям.

N: — Считаете ли вы реальным занять освободившуюся нишу, заместить зарубежных производителей на тех позициях, которые вы до этого не производили?

В.М.: — Мы уже это делаем и меняем линейку. Максимальный вес станка, который мы до недавнего времени производили, был 3 тонны. Рынок тяжелых станков весом до 12 тонн был занят зарубежными компаниями. Почти все они после санкций ушли из России, а рынок требует своего. Нам пришлось разрабатывать конструкторскую документацию на тяжелые станки.

Кроме того, часть старых станков была снята с производства, появились новые балансировочные станки. На смену станкам «УНИКАР» и «БАЛКАР» пришел новый станок «ДБР КАРДАН». Мы начали серийно выпускать горизонтальные и вертикальные станки. До этого не делали их. Сейчас выпускаем партиями по 5-10 штук. Станки пользуются популярностью. Компания растет, меняется.

Стараемся заинтересовать людей качественным товаром и низкой ценой. Даже с учетом курсов доллара и евро, санкций и проблем с комплектующими мы подняли цены только на 10-12%. Сидели с конструкторами, придумывали, как поменять узлы, чтобы не задирать цену на 50%. Сейчас цены колеблются от 450 тысяч рублей до 7 млн рублей. Для сравнения: немецкий станок Schenck стоит 9 млн рублей, наш — 3,2 млн рублей.

Если все пойдет хорошо, планируем кроме балансировочного оборудования начать выпускать запчасти для карданных валов — крестовины, вилки, шлицевые вилки, трубы. Карданный вал — это интересный узел, который используется практически везде — начиная с автомобиля и заканчивая пушкой. Раньше все это поставлялось из Китая, Турции, Европы. Сегодня европейских комплектующих нет, а они были самыми качественными на рынке. Турки делают средний класс, китайцы — одноразовые запчасти. Мы уже начали производить неподвижные шлицевые вилки из нормальной стали для «Газелей», но в очень маленьком количестве. Я не рассчитывал, что на них будет высокий спрос, а заказы идут и идут. Начальник производства говорит, определяйтесь — либо станки, либо запчасти.

Кроме производства мы еще занимаемся обслуживанием и ремонтом оборудования для карданных валов.

N: — Насколько ваше производство локализовано в России? Зависите ли вы от зарубежных поставок?

В.М.: — Все производство находится в Ростове. Используем достаточно большое количество иностранных комплектующих. Материнские платы и промышленные компьютеры в России почти не производят.

Измерительные системы мы производим полностью самостоятельно. Самая большая проблема — это электронные компоненты. В августе прошлого года нам пришлось первый раз переделывать плату, мы не могли ее выпустить, потому что на рынке пропали электрокомпоненты, входящие в ее состав. За год мы 7 раз переделывали плату. Например, отметчик 5 В меняли на 12 В.

С дефицитом электрокомпонентов мы сталкивались и до санкций, это глобальная мировая проблема, которая накапливается как снежный ком. Вопрос достаточно критичный. Отсутствие комплектующих приводит к тому, что мы не можем выпустить измерительную систему, тратятся силы на ее доработку, увеличивается себестоимость. В масштабах моего производства можно каждый месяц переделывать плату, а, например, в масштабах «АвтоВАЗа», выпускающего тысячи машин в месяц, пропажа одного компонента — это катастрофа. Российских электронных компонентов нет, приходится заказывать их за рубежом. Я перед началом спецоперации собирался купить токарный станок за 12,5 млн рублей. Слава богу, не успел американцам деньги перечислить и потратил их все на комплектующие, сделал запас, чтобы был склад и было из чего производить оборудование.

N: — До 2020 года выручка «Энсет» росла. В 2020 году, по данным «СПАРК-Интерфакса», выручка и прибыль просели на 31% и 45% соответственно, а в 2021 году снова заметно выросли. С чем связаны такие колебания?

В.М.: — В пандемию предприятие месяц не работало. Когда мы вышли на работу, заказов не было, мы опустошили склад комплектующих, выпустили много оборудования, но получился разрыв два месяца в производственном цикле. Долго раскочегаривались после самоизоляции.

N: — С кем вы сотрудничаете из крупных российских компаний?

В.М.: — С кем мы только не сотрудничаем. Скоро наш специалист полетит на «ОДК-Сатурн» проверять балансировочные станки. На автомобилях Aurus стоит карданный вал, который балансируется на нашем станке. Для «АвтоВАЗа» и КамАЗа мы поставляли балансировочные станки. Общались с компанией «Иркут», которая строит самолеты, но пока не договорились о сотрудничестве. Среди наших клиентов много научно-исследовательских институтов. На рассвете компании мы завели карту России и, когда продавали оборудование в новый город, крепили туда кнопку. Через 5 лет в каждом городе стояло уже по 3 кнопки, и мы перестали вести карту.

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
Новые продукты
«На автомобилях Aurus стоит карданный вал, который балансируется на нашем станке»
Малое инновационное предприятие при ДГТУ ООО «Энсет» разработало скутер iRunner Citymate, аналог американского Segway и китайских гироциклов. Серийный выпуск намечен на март 2015 года — к началу нового сезона. Ростовская продукция имеет улучшенные характеристики, а также будет продаваться дешевле даже китайских скутеров. По мнению эксперта, продавцы подобной продукции заинтересуются ростовским аналогом, если увидят высокое качество и хороший внешний вид.
Новые продукты
«На автомобилях Aurus стоит карданный вал, который балансируется на нашем станке»
Созданная при участии ДГТУ компания «Энсет» разработала и вывела в серийное производство станки для ремонта карданов, балансировки валов и роторов, которые в 5-10 раз дешевле импортных аналогов, но не уступают им по качеству. В компании говорят о хорошем спросе и рассчитывают удвоить обороты. Среди их клиентов — «Ростсельмаш», «Роствертол», «Силовые машины».
Инновации
«На автомобилях Aurus стоит карданный вал, который балансируется на нашем станке»
Созданная учеными ДГТУ инновационная компания «Энсет» экспортировала в Германию станки для ремонта и производства карданных валов. Оборудование купил берлинский поставщик запчастей SB-Autoteile GmbH. Ростовские станкостроители смогли создать оборудование, которое в 5-10 раз дешевле импортного и не уступает им в качестве.
Инновации
«На автомобилях Aurus стоит карданный вал, который балансируется на нашем станке»
7 февраля состоялась презентация нового корпуса «Наука» Донского государственного технического университета (ДГТУ), который призван создать условия для развития инновационной деятельности, он разместился на площади более 1,5 тыс. квадратных метров.
Практика бизнеса
«На автомобилях Aurus стоит карданный вал, который балансируется на нашем станке»
Малое инновационное предприятие «Энсет», по словам его гендиректора Василия Мячина, за год увеличило экспорт оборудования для ремонта карданных валов в 2,5 раза и существенно расширило международную географию сбыта.
Просмотров: 4695

Справка

«Энсет»

ООО «Энсет» основано в 2012 году как малое инновационное предприятие ДГТУ. Специализируется на производстве оборудования для ремонта и изготовления карданных валов — прессового, сварочного, балансировочного. Также компанией разработан и изготавливается широкий спектр балансировочных станков и приборов для любых роторов. По данным «СПАРК-Интерфакса», компания принадлежит Марии Баштинской (51%), ДГТУ (35%), ООО «ДГТУ-Консалтсервис» (14%). В 2021 году выручка составила 87,6 млн руб. (+40%), прибыль увеличилась в 3,5 раза, до 9,8 млн руб. В компании трудится 52 человека.

Василий Мячин

Василий Владимирович Мячин родился в Ростове-на-Дону в 1982 году. В 2004 году окончил ДГТУ по специальности «инженер-конструктор машин и аппаратов пищевых производств». После окончания университета и службы в армии руководил сервисом по ремонту и обслуживанию карданных валов. Гендиректор ООО «Энсет» с даты основания — с 2012 года.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Практика бизнеса
«На автомобилях Aurus стоит карданный вал, который балансируется на нашем станке»
По словам Кирилла Холодова — гендиректора и владельца ООО «Графит», производителя углеродосодержащих материалов из Зверево, компания сохраняет ориентацию на экспорт, хотя условия работы усложнились из-за проблем с платежами, вызванных санкциями.
Практика бизнеса
«На автомобилях Aurus стоит карданный вал, который балансируется на нашем станке»
Ростовский филиал сети стоматологий «Зубы за 1 день» в этом году планирует нарастить выручку в 2,27 раза, до более чем 138 млн рублей, об этом сообщил основатель сети Залим Кудаев. По данным «СПАРК-Интерфакса», ООО «Ростов — зубы за 1 день» удвоит выручку второй год подряд. По итогам 2023 года компания выручила 60,7 млн рублей, вдвое больше чем годом ранее.
Практика бизнеса
«На автомобилях Aurus стоит карданный вал, который балансируется на нашем станке»
По словам Акима Талибова, основателя международного трейдера сельхозпродукции AGS с ростовскими корнями, организация и работа офисов в Африке и Китае сильно отличается от российских, но дает возможность повысить устойчивость компании за счет диверсификации торговых потоков.
Практика бизнеса
«На автомобилях Aurus стоит карданный вал, который балансируется на нашем станке»
Ростовский завод художественного литья «Братья Костевы» был создан в начале 1990-х, в свое время он стал первым предприятием на юге России, специализирующимся на художественном литье. Сегодня им управляет второе поколение Костевых. По мнению директора предприятия Глеба Костева, важные качества для создания семейного бизнеса — терпение и умение договариваться, видеть иную точку зрения.