Вода из дерева
Ростовский предприниматель делает экологически чистые кулеры ручной работы. 24-летний Артемий Татасьян запустил стартап по производству экокулеров. Будучи студентом радиотехнического факультета, он увлекся резьбой по дереву и стал делать деревянные игрушки. Увлечение переросло в бизнес, когда Артемию пришла в голову идея производить экологически чистые кулеры из дерева и металла. На сегодняшний день молодой предприниматель вложил в проект около 1 млн рублей, оборудовал мастерскую и начал продавать экокулеры под маркой Wood and Water. Аналогов, по словам автора проекта, в мире не существует.
Стартап молодого предпринимателя вырос из увлечения резьбой по дереву. Артемий Татасьян рассказывает, что увлекся столярным делом, будучи студентом: решил удивить свою будущую жену и сделать ей подарок своими руками. О том, что кулон из дерева молодой человек вырезал сам, девушка поняла не сразу.
— Долгое время она думала, что я его где-то купил. Тогда я еще жил в общежитии, ходил по комнатам и просил у девочек лак, чтобы покрыть им дерево. Жена сказала: «Открой свое дело, у тебя вроде руки из плеч растут, — говорит Артемий Татасьян.
Вскоре после этого, в 2016 году, он посмотрел мультфильм «Книга жизни», который вдохновил его на производство деревянных игрушек — героев мультфильма.
— Я учился на инженера-радиотехника в Таганроге, и в какой-то момент, придя на занятия, понял, что эта профессия мне больше неинтересна. Я стал прогуливать пары и в итоге бросил университет. Создал небольшую рабочую зону, купил маленькие станки, составил бизнес-план, который оценили в коворкинге «Гараж» в ДГТУ. Там загорелись идеей создать столярную арт-мастерскую и поддержали меня.
Первые станки для серьезной работы предпринимателю купил коворкинг «Гараж», резидентом которого он стал. Там же начинающему столяру помогли с помещением для работы. Проект был ориентирован на западный рынок. За границей оказалось достаточно много фанатов «Книги жизни». Сюжет мультфильма разворачивается в Мексике, поэтому жители этой страны проявили к игрушкам особый интерес и готовы были за любые деньги купить эксклюзивные фигурки любимых персонажей.
Несмотря на хороший спрос, стартап пришлось заморозить. Киностудия 20th Century Fox предъявила свои права на использование персонажей. Необходимо было заплатить 2 млн рублей за выдачу лицензии. Таких денег у начинающего предпринимателя не оказалось. Проект до их появления Артемий решил закрыть.
— У меня появилась идея более «приземленного» стартапа. Мы купили домой обычный пластиковый кулер, стали пользоваться, и нам не понравилось. Пластик вонял, набрать воду можно было только в кружку, термос или бутылка не помещались. Я подумал: «Неужели нет хорошего кулера?» Посмотрел в интернете. Действительно, нет. Попробовал сделать сам, и у меня получилось.
Артемий стал делать экокулеры из дерева и металла. По словам мастера, при нагревании пластик образует благотворную для развития бактерий среду. Использование металла обеспечивает отсутствие вредных веществ в воде. Артемий Татасьян отмечает, что согласно нормам обычные кулеры нужно мыть 1-2 раза в месяц. Металлические — раз в год.
Проект требовал определенных финансовых вливаний. Чтобы заняться производством, стартаперу необходимо было купить новое профессиональное оборудование и найти деньги на аренду помещения. Пользоваться пространством «Гаража» бесплатно он уже не мог. Для того чтобы запустить производство, предприниматель взял кредит в 1 млн рублей.
Артемий Татасьян разработал несколько напольных и настольных видов кулеров. Все модели спроектированы так, чтобы в них легко могли поместиться литровая бутылка, термос и чашка.
Конкурентными преимущества экокулеров предприниматель считает необычный дизайн и экологичность:
— Кулеры Wood and Water прекрасно смотрятся в интерьере. У них качественная железная начинка, деревянный дизайн. К ним приятно прикасаться. Аналогов Wood and Water в мире не существует. Даже китайцы такого не делают! Каждый экокулер — ручная работа, на которую я трачу около 12 дней. Фишка в том, что заказчик может сам придумать дизайн, прийти и сказать: «Хочу вот такой». Я сделаю любую форму: круглую, овальную, квадратную.
Тем покупателям, которые гоняются за эксклюзивным дизайном, но не помешаны на экологичности, предприниматель предлагает сделать продукт из дерева с пластиковой начинкой. Артемий отмечает, что деревянный кулер, как любое столярное изделие, долговечен и, если относиться к нему бережно, может прослужить хоть сто лет.
Продвигает проект мастер в основном с помощью сарафанного радио и социальных сетей: демонстрирует кулеры на разных выставках и мероприятиях, выступает с презентацией проекта на инвестиционных встречах и бизнес-конференциях.
— Когда люди видят кулер на картинке, скептично относятся к изделию, потому что это что-то новое, о чем раньше не знали и к чему не привыкли. Когда видят его вживую — удивляются, понимают, что он сделан из дерева, а не из стружки, и даже говорят, что это должно стоить дороже.
Стоимость кулера Wood and Water варьируется от 15 до 100 тысяч рублей в зависимости от вида древесины, размера изделия и материала, из которого сделана начинка. Высокая по сравнению с рыночной цена во многом объясняется дороговизной древесины и деталей. Артемий признается, что покупка металлической начинки — одна из главных проблем, мешающих успешной реализации проекта:
— Никто ни в России, ни за границей не делает металлические детали для кулеров. На заводах либо много просят, либо отказываются. Работа с пищевой нержавейкой непростая. Металл нужно обработать, выточить, отфрезеровать, отполировать. Очень сложно договориться с заводами о производстве небольшой партии.
На сегодняшний день, за 4 месяца работы над проектом, у Артемия Татасьяна купили 12 кулеров. Среди покупателей — банк «Центр-инвест», коворкинг в Пятигорске, физические лица.
Сразу шесть экокулеров на сумму более 100 тысяч рублей заказал коворкинг-центр Loft.
— О том, что существует подобное производство, я узнала, когда приехала по работе в ДГТУ. Концепция лофта связана с деревом и железом, поэтому нас заинтересовало предложение Артемия. Экокулеры — это что-то новое, интересное, неизбитое. Нам как раз хотелось, чтобы у коворкинга была своя изюминка, эксклюзивность. Такие кулеры привлекают глаз: посетители приходят и обращают внимание. Удобны в использовании, гармонично вписываются в интерьер и соответствуют нашей концепции, — рассказывает директор пятигорского коворкинг-центра Loft Анна Кузьменко.
Сейчас Артемий работает как индивидуальный предприниматель. Для выполнения некоторых заказов привлекает наемных рабочих. В будущем он планирует расширить производство. В следующем году г-н Татасьян хочет выйти на производство 11 кулеров в месяц и получать выручку около 400 тысяч рублей. При этом он признается, что сейчас дело приносит ему мало прибыли.
— Я продаю большой кулер за 70 тысяч рублей. Дорогое дерево и металлическая начинка обходятся мне в 50 тысяч. А еще работа…
Для дальнейшего развития проекта и запуска полноценного производства необходимо еще от 8 до 15 млн рублей. Предприниматель ищет инвесторов. Его мечта и конечная цель проекта — открыть столярную мануфактуру.