Ростовский букмекер даст больше молока
Семикаракорский молочный завод «Семимол», одним из инвесторов которого является известный ростовский букмекер Сергей Самсоненко, расширит свою линейку продуктов и введет новый вид упаковки — Pure-Pak. Эти меры позволят нарастить производство со 150 тонн до 400-450 тонн молочной продукции в месяц.
Проект по выпуску македонского сыра под брендом Divna Dollini компании пришлось отложить из-за пандемии коронавируса. Эксперты и представители розницы говорят о том, что молочный рынок заполнен и конкурировать на нем крайне сложно.
Молочный завод «Семимол», открывшийся в конце 2018 года, запускает новые виды продукции и расширяет линейку молочного бренда Bodro. Молоко, кефир, сметану и ряженку, выпускаемые ранее в полиэтилене, теперь будут упаковывать в Tetra-Pak и Pure-Pak (многослойный картон). Кроме того, ассортимент завода пополнится новыми продуктами: сливками, снежком и йогуртом. Товары должны появиться на полках магазинов в третьем квартале этого года.
— Ситуация на рынке поменялась, увеличился спрос на товары с ультрапастеризованным молоком, поэтому мы решили установить линию Tetra-Pak на предприятии и заодно расширить ассортимент, — рассказал N директор ООО «Семимол» Дмитрий Макрушин. — Раньше молоко, кефир и ряженку мы выпускали только в полиэтиленовой упаковке, теперь будем и в картонной. Снежок, сливки и йогурты не выпускали вообще. Производственных мощностей нам не хватало. Было принято решение провести модернизацию оборудования и доукомплектовать существующие линии. В настоящий момент происходит монтаж нового оборудования и установка линии Pure-Pak. Расширяем и модернизируем также складские помещения.
Новое оборудование позволяет увеличить объем производства со 150 тонн до 400-450 тонн в месяц. Сделать это предприятие рассчитывает до конца года.
«Семимол» планировал также продавать сыры под брендом Divna Dollini. Предполагалось, что производить их будут на заводе в Северной Македонии, принадлежащем одному из учредителей «Семимола», а упаковывать в Семикаракорске, однако этому помешала пандемия коронавируса. Поставлять в Россию хотели пармезан, сулугуни и брынзу.
— Предприятие в Македонии сейчас производит сыры для внутреннего рынка. Мы рассматривали вопрос импорта его продукции на территорию России с подключением профильных партнеров, занимающихся дистрибьюцией сыров, но в связи с коронавирусом перенесли проект на 2021 год, — говорит заместитель директора ООО «Семимол» по коммерческим вопросам Василий Григорьев.
Основным рынком сбыта для предприятия сегодня являются бюджетные организации, местные торговые сети «Солнечный круг», «Апекс плюс», «Ассорти» и «Империя продуктов», а также мелкая розница. По словам Дмитрия Макрушина, со сбытом товаров федеральным сетям возникают проблемы:
— Существуют ограничения по количеству товаров и брендов на полках, поэтому крупные сети с неохотой расставляют на своем заполненном полочном пространстве новые продукты. Конкуренция достаточно острая.
На первом этапе работы «Семимол» делал ставку на производство нового для России молочного десерта — рисового пудинга. В 2019 году объем его производства вырос на 20% и достиг 3 тонн в месяц. Но все же продавался он не так активно, как рассчитывали, рассказывает Василий Григорьев:
— У нас в стране нет широкой культуры потребления рисовых продуктов с содержанием сахара, это непривычно и незнакомо для покупателей. Многих отпугивает слово «пудинг», не все знают, что это, поэтому будем просто переименовывать пудинг в рисовый молочный десерт. Надеюсь, это поможет ему закрепиться на полках.
В сети супермаркетов «Солнечный круг» отмечают, что для розничных магазинов главными критериями при выборе поставщиков являются конкурентная цена, бесперебойные поставки, рекламная и промоподдержка продукта.
— Молочной продукции на полках в избытке. Номенклатура обширнейшая, дефицита ни в чем нет. Чтобы попасть на полку, производитель должен, во-первых, быть в конкурентной цене, а во-вторых, обеспечить регулярные бесперебойные поставки. В нынешнее время цена особенно важна для покупателя, поэтому у нас стоит задача удешевления закупки, — говорит гендиректор «Солнечного круга» Александр Киреенков. — Мы внимательны ко всем новинкам. Если видим, что товар широко рекламируется и поставщик готов устраивать в нашей сети промоакции, то попасть на полку легко. Рисовый пудинг производства «Семимол» нам поставляли дистрибьюторы, но продажи были ничтожными. По традиционной молочке предложений от этого предприятия пока не поступало.
В «Солнечном круге» отметили, что пастеризованное молоко в пленке из-за своей низкой цены остается самым востребованным. На втором месте по продажам молоко в бутылках с регулярными промоакциями. Ультрапастеризованная и стерилизованная молочная продукция в тетрапаке продается хуже.
Среди крупных поставщиков собеседник N назвал «Вимм-Билль-Данн» (входит в ГК PepsiCo), ГК «Ренна» (управляет Кореновским молочно-консервным комбинатом), воронежский «МолВест» и Нальчикский молочный комбинат, а также два предприятия из Ростовской области — «Раймолпром Матвеево-Курганский» (бренд «Матвейка») и молочную компанию «Белый Медведь».
— Молочный рынок заполнен, потребление настолько развито, что по некоторым продуктам объемы производства снижаются, — говорит гендиректор экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр» Алексей Плугов. — Например, в 2012 году в России произвели 583 тысячи тонн сметаны, к 2020 году цифра постепенно опустилась до 512 тысяч тонн. Производство кефира в последние 8 лет остается примерно на одном уровне — 1 млн тонн в год. Традиционным российским продуктам, сметане и кефиру, уже в 2012 году некуда было расти.
Объемы производства других молочных продуктов увеличиваются, но медленно, считает эксперт. В 2012 году в России выпускали 731 тысячу тонн йогурта, к 2020 году цифра выросла до 819 тысяч тонн. Объем производства сливок увеличился более чем в 2 раза и составил в 2019 году 162 тысячи тонн. Переработанного молока стало незначительно больше, за 8 лет производство поднялось с 5,2 млн до 5,4 млн тонн. Заметно увеличилось только производство сыра, оно выросло на 33%, до 521 тысячи тонн в 2019 году.
Эксперт отмечает, что 450 тонн в месяц, заявленные «Семимолом», — это относительно небольшой объем. Если продукция будет конкурентна по цене и качеству, у нее есть шанс занять свое место на рынке.