Мобитраки потеснят иномарки в салонах
Автомобильный дилер «ААА моторс» начал продажи мобитраков — передвижных точек для торговли на колесах. Компания стала официальным представителем бренда Mobitruck — одного из крупнейших российских производителей мобильных торговых объектов и резидента «Сколково». До конца этого года «ААА моторс» рассчитывает продать 20-25 мобитраков. Эксперт говорит, что развитие в России бизнеса уличной еды на колесах сдерживает законодательство, оно не разрешает работать в передвижных точках в том формате, в котором они задуманы.
Автодилер Audi, Jaguar, Land Rover, Volkswagen, Renault и еще пяти иностранных брендов запустил новое направление бизнеса — продажа мобильных торговых объектов на колесах. Группа компаний «ААА моторс» стала основным и единственными официальными представителями «Мобитрак ЕНК» на юге России. Линейка продаж автоделира пополнилась домами на колесах, мобильными офисами и фудтраками (передвижными кафе и ресторанами).
— В сегодняшнее непростое для экономики время многие крупные компании ищут возможность для инвестиций и пытаются нащупать перспективные направления. Наша компания видит такой потенциал в мобильном бизнесе, — говорит директор по развитию и продажам направления мобитраков в «ААА моторс» Владислав Карпенко. — Летом этого года мы обратили внимание на то, что «Мобитрак» ищет возможность расширить сферу своего присутствия на регионы РФ. Мы внимательно изучили продукцию, которую производит компания, ее историю, ценности и цели, пообщались с топ-менеджментом, подали заявку на партнерство и пришли к выводу, что наши дороги должны пересечься здесь и сейчас.
Главное преимущество бизнеса на колесах перед стационарным бизнесом собеседник N видит в универсальности и мобильности.
— Первое — вы вольны выбирать точку продаж в зависимости от трафика, сезонности, без привязки к конкретному месту. Не получилось на набережной города — не беда, завтра попробуете возле парка или университета. Второе — вы приобрели трак, попробовали — не зашло (нет опыта, не понравилось, изменились обстоятельства и т. д.) — просто продаете готовый бизнес или сдаете его в аренду, — комментирует Владислав Карпенко.
Стоимость среднего трейлера под ключ составляет 2,5 млн рублей. В зависимости от сложности конкретного заказа, возможностей и потребностей покупателя цена может варьироваться от 1,5-2 млн до 10-15 млн рублей. Подбирается вид мобитрака, размер (до 21 м2), определяется наполняемость оборудованием.
До конца этого года «ААА моторс» рассчитывает продать 20-25 мобитраков. На следующий год объем продаж планируют как минимум удвоить. Все будет зависеть от рыночной и геополитической ситуации в мире и в России, говорит Владислав Карпенко. Собеседник отмечает, интерес к передвижным токам есть, и он активный, запросы приходят не только на фудтраки, однако оценить спрос пока сложно.
Объем инвестиций, выделенных на новое направление, в компании не раскрывают, но сообщают, что они не очень существенные.
— Компания «Мобитрак ЕНК» понимает наши переживания и сомнения как новых игроков на рынке и поэтому дала хорошие условия для старта и развития. Направление мобитраков, по нашим подсчетам, выйдет на полную окупаемость в 2024-2025 году, — говорит Владислав Карпенко.
«Мобитрак» — один из самых известных производителей мобильных торговых объектов в России. Компания позиционирует себя, как лидер рынка, является резидентом «Сколково». Основатели бизнеса — братья Рафаэль и Ренат Хабировы. Известно, что до создания «Мобитрака» Рафаэль занимался нефтяным бизнесом, поставками и продажей оборудования для добычи нефти. Как пишет «Форбс» со ссылкой на владельцев, по итогам 2021 года выручка компании превысила 500 млн рублей. Среди клиентов «Мобитрака» — Black Star Burgers, Ecco, «Роснефть», «Балтика». До начала украинского конфликта и санкций компания активно развивала экспорт. Осуществляет производство полного цикла. Предприятие располагается на площади более 6 тыс. кв. м. в селе Покровском Истринского района Московской области. Организация имеет более 25 патентов, модельный ряд — более 30 единиц.
Развитие в России бизнеса уличной еды на колесах сдерживает законодательство, говорит руководитель объединения Street Food Russiа, организатор музыкальных и гастрономических фестивалей, эксперт Ростуризма по гастрономическому туризму Александр Исаев:
— Фудтраков в России мало, и это проблема не регионального, а федерального характера. Наше законодательство принципиально не разрешает работать в передвижных точках в том формате, в котором они задуманы. Смысл фудтрака в том, чтобы можно было в течение дня передвигаться по городу. Торговать утром в одном месте, а вечером — в другом. По закону нужно выиграть конкурс, взять в аренду место и стоять на нем или иметь собственный участок для торговли. Больше двух лет законопроект, разработанный Федерацией рестораторов и отельеров России и разрешающий торговлю с передвижных объектов в разных точках города, находится в Минпромторге. В Госдуму его так и не внесли. Плюс фудтрака в том, что его легче передвигать и можно легко продать, если бизнес не пошел. Предприниматель вкладывает деньги не в чужое, арендуемое помещение, а в свой объект, который находится у него в собственности.
Эксперт отмечает, что купить и оборудовать хороший фудтрак в среднем выходит в 4-5 млн рублей. Учитывая, что климат во многих регионах России холодный, этот бизнес становится сезонным, говорит Александр Исаев. За сезон нужно успевать нормально заработать, чтобы можно было спокойно пережить зиму:
— Бизнес на колесах часто развивается как приятное приложение для владельцев крупных ресторанных сетей, для стационарного общепита. А по-хорошему это должно развиваться, как возможность для гастроэнтузиастов без огромных вложений сделать нормальный бизнес.
Отметим, что ситуация на авторынке в России продолжает оставаться нестабильной, в связи чем автодилеры принимают решения о развитии новых направлений бизнеса. На рынке наблюдается дефицит новых автомобилей. О приостановке поставок в связи с проведением военной спецоперации на Украине, нарушением логистических цепочек и сложностью доставки комплектующих объявили целый ряд автобрендов: Renault, Audi, Volvo, Volkswagen, Suzuki, Bentley, Lexus, Skoda, Honda, Mazda, Porsche, Citroen, Mercedes-Benz, Geely, Jaguar, Land Rover. Mercedes-Benz остановил свой завод в Подмосковье, а BMW — в Калининградской области. Автозаводы Nissan, Hyundai и Toyota в Петербурге ушли в простой в марте. Приостановил работу и завод концерна Stellantis в Калуге, где выпускают машины Peugeot, Citroen и Opel.
По данным «Автостата», продажи новых легковых автомобилей в январе — июле в Ростовской области снизились на 9,4% и составили 21,2 тыс. единиц. В России рынок сократился сильнее — на 12,8% (754,8 тыс. единиц).