Из Тулы с велосипедом
Туляк Лев Окороков открывает в Ростове первый велошеринг — франшизу краснодарского Lucky Bike. Предприниматель принял решение развивать велобизнес именно в Ростове, поскольку здесь длинный теплый сезон и растет число велосипедистов: количество участников майского велопарада в 2018 году достигло 5 тыс. человек.
В мае в Ростове начнет работать франшиза кубанского велошеринга Lucky Bike. Для проекта закуплены 500 велосипедов, а в городской администрации сейчас согласуются велопарковки. Объем инвестиций в проект не раскрывается, известно, что стоимость франшизы Lucky Bike для города-миллионника, включающая покупку 200 велосипедов, составляет 5 млн рублей. В Ростове число велосипедистов растет, велошеринг поможет популяризировать этот вид транспорта, считает велобизнесмен Дмитрий Гусев.
В мае в Ростове начнет работать франшиза краснодарского велошеринга Lucky Bike — об этом N рассказал координатор проекта Константин Трудик. Lucky Bike — сервис по прокату велосипедов, работающий с помощью мобильного приложения. Внеся через приложение абонентскую плату, клиент сможет забирать и оставлять арендованный транспорт на любой из специальных парковок в границах Ростова.
ООО «Лаки Шеринг», развивающее Lucky Bike, было создано краснодарцем Ильей Тимаховским в августе прошлого года. Знакомый г-на Тимаховского из Тулы — Лев Окороков, узнав о проекте, принял решение купить франшизу для Ростова-на-Дону (это его первый опыт своего бизнеса). По данным «СПАРК-Интерфакса», ростовское ООО «Лаки Байк» было зарегистрировано в ноябре 2018 года, его совладельцы — Лев и Егор Окороковы.
— Я решил специально переехать в Ростов, чтобы открыть велошеринг, потому что здесь длинный теплый сезон, хорошая погода, в городе с каждым годом растет число велолюбителей. В ростовском велопараде в 2017 году приняло участие 2 тысяч человек, а в 2018-м — уже 5 тысяч, — отметил Лев Окороков.
В «Лаки Байк» уточнили, что для Ростова уже закуплены 500 велосипедов, предполагаемые точки их стоянок согласуются в администрации города «с точки зрения безопасности, логистики и удобства для горожан». Планируется, что велопарковки на первом этапе охватят весь центр города. Их количество сейчас уточняется.
— Ожидаем, что в мае администрацией города будет согласовано большинство велопарковок, которые сразу после утверждения появятся в приложениях Lucky Bike в Google Play и App Store. Если проект встретит активную поддержку жителей и городских властей, то количество точек и велосипедов будет постоянно расти и охватит в будущем все районы города, — уточнил г-н Трудик. — Мы планируем открытие Lucky Bike в 5 городах-миллионниках в 2019 году. Как показывает мировой опыт, сервисы, подобные нашему, участвуют в решении проблем крупных городов, например проблемы нехватки парковочных мест для автомобилей. Велошеринг является частью концепции «Транспорта последней мили»: велосипед городского типа хорошо интегрируется и с общественным транспортом, и с личным авто. Например, можно с окраины доехать на автомобиле к перехватывающей парковке в центре города, взять велосипед и уже по загруженным улицам центра передвигаться на нем. Либо взять велосипед во дворе своего жилого комплекса, доехать до остановки общественного транспорта, оставить его на велопарковке и пересесть на общественный транспорт.
В компании уточняют, что ростовчане смогут сами оставлять заявки на добавление удобных им парковочных мест.
Объем инвестиций в ростовский проект не раскрывается, Константин Трудик уточнил, что франшизу на города-миллионники Lucky Bike продает пакетами стоимостью 5 млн рублей, эта сумма включает поставку 200 велосипедов, программную платформу и другую помощь в подготовке открытия. По данным сайта проекта, величина роялти — 10-20%. Паушальный взнос составляет от 700 тыс. до 1,1 млн рублей в зависимости от города. По данным сайта ООО «Вело Шеринг», предполагаемый срок окупаемости бизнеса — один сезон.
В рамках франшизы ООО «Вело Шеринг» поставляет велосипеды антивандальной конструкции: с шинами из каучука без камер, с блокиратором на колесах. Такие велосипеды сложно разобрать, а из-за узнаваемой конструкции затруднительно продать. По информации г-на Трудика, велосипеды закупают за рубежом по прямым контрактам с производителями.
По данным сайта Lucky Bike, абонентская оплата велошеринга зависит от срока пользования сервисом: от одного дня (120 рублей) до одного года (1200 рублей). Абонентская плата включает многократное использование велосипеда, но если двухколесный транспорт нужен больше чем на 30 минут, необходимо оплатить 30 рублей за каждые последующие полчаса. Помимо абонентской платы через мобильное приложение клиент должен внести депозит в размере 1 тыс. рублей.
Велошеринги в Европе действуют давно, но для России это относительно новое явление. Например, «Велобайк» в Москве действует с 2013 года. По данным официального портала мэра и правительства Москвы, в 2018 году 4,3 тыс. велосипедов были доступны в аренду на 430 станциях. Оператор системы — АО «СитиБайк», дочерняя компания Группы ВТБ. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка АО в 2017 году составила 356,3 млн рублей, что на 20% больше, чем в 2016 году, чистая прибыль — 218 тыс. рублей (в 2016 году прибыль составляла 2,7 млн рублей).
В Санкт-Петербурге с 2014 года велошеринг развивает ООО «Велогород». По данным сайта компании, в сезон 2018 года работала 81 велостанция, о количестве велосипедов не сообщается. Судя по публикациям в местной прессе, проект не слишком успешен: в конце 2018 году он вынужден был обращаться за субсидией к администрации города для погашения зарплаты сотрудникам. В публикации «The Village — Петербург» от 30 марта 2018 года делается предположение, что проблемы связаны с экономикой проекта: первые 30 минут велосипедом можно пользоваться почти бесплатно, большинство клиентов этим пользуется.
Велошеринги сегодня действуют в Сочи, Краснодаре, а также в Казани и Альметьевске Республики Татарстан.
Идею развивать велошеринг в Ростове поддерживает ростовчанин Дмитрий Гусев, владелец велобизнеса — велопроката, ремонтной мастерской, курьерской службы и тематической IT-компании. В интервью N он отмечал: «В том же Китае, где ограничения для личного автотранспорта не поспевают за ростом числа автомобилей, а власти при этом хотят сохранить исторический облик старых кварталов, байкшеринг носит массовый характер и демонстрирует прекрасные результаты. Важно отметить, что и в Азии, и в Европе эта форма проката развивается не как коммерческое направление, а как элемент создания комфортной городской среды, решение экологических вопросов. Муниципалитеты активно участвуют, привлекают активистов, обмениваются опытом».
По наблюдениям Дмитрия Гусева, количество велосипедистов в городе постепенно растет. А велошеринг будет способствовать развитию велокультуры и росту числа людей, использующих велосипед.