«ГРУППА АГРОКОМ» теряет управление аэропортом
Минимущество Ростовской области, владеющее 38% акций ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону», через суд запретило структурам, связанным с «ГРУППОЙ АГРОКОМ» (владеют 53% акций общества), голосовать на собрании акционеров аэропорта и в результате избрало совет директоров, куда не вошел ни один представитель группы. Цепочка судебных решений уже в этом году может привести к установлению окончательного контроля Минимущества над аэро-портом, отмечает эксперт.
10 января внеочередное собрание акционеров ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» выбрало новый совет директоров, в него не вошел ни один кандидат от «ГРУППЫ АГРОКОМ» (контролирует 53% акций общества). Новый совет целиком состоит из представителей Минимущества — второго крупного акционера аэропорта (38%).Таких успехов Минимущество добилось благодаря многоходовке в арбитражном суде. Поводом для ее осуществления послужила передача осенью 2013 года структурами «ГРУППЫ АГРОКОМ» акций аэропорта трем офшорным компаниям, те, в свою очередь, передали их другим трем офшорам — «Сетрелиа Лимитед», «Носенкор Лимитед» и «Серениако Лимитед». Источники, знакомые с ситуацией, считают перечисленные офшоры связанными с «ГРУППОЙ АГРОКОМ». В группе это не подтверждали, но и не опровергали. Эксперты предполагали, что основными причинами перевода акций в офшоры могли быть защита акций и подготовка их к продаже. В декабре Минимущество обратилось в суд с иском о признании сделок с офшорами недействительными на том основании, что по закону зарубежные граждане не имеют права покупать контрольные пакеты предприятий, имеющих стратегическое значение для страны без согласования с правительственной комиссией по контролю над осуществлением иностранных инвестиций в РФ. В рамках дела Минимущество подало ходатайства с требованием, во-первых, заморозить акции на балансе офшоров до рассмотрения дела по существу, а во-вторых, запретить регистратору — ЗАО «Компьютершер Регистратор» — учитывать голоса офшоров в ходе внеочередного собрания акционеров аэропорта. Суд удовлетворил оба ходатайства, оспорить их «ГРУППА АГРОКОМ» не успела.
В «ГРУППЕ АГРОКОМ» от комментариев отказались. В Минимуществе на запрос N на минувшей неделе не ответили. Должность гендиректора аэропорта сохранил Мухадин Коблев. Но связаться с ним на минувшей неделе тоже не удалось. Один из сотрудников аэропорта сообщил, что гендиректор в ближайшее время уходит в отпуск.
Многоходовка Минимущества отстранила «ГРУППУ АГРОКОМ» от управления аэропортом накануне важного судебного решения, которое может поставить точку в споре акционеров и окончательно лишить группу компаний Ивана Саввиди контроля над ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону». Осенью прошлого года арбитражный суд первой инстанции удовлетворил иски Минимущества и нескольких миноритариев аэропорта и обязал ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» выплатить дивиденды владельцам привилегированных акций по итогам 2012 г. 4 февраля суд рассмотрит апелляцию структур «ГРУППЫ АГРОКОМ» на это решение. Если оно устоит во второй инстанции, общество будет обязано выплатить дивиденды, а Минимущество станет де-юре контролирующим акционером ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону», т. к. владеет 50,7% обыкновенных (т. е. всегда голосующих) акций. В пакете же «ГРУППЫ АГРОКОМ» значительную часть составляют привилегированные акции, которые голосуют лишь до тех пор, пока общество не выплачивает дивиденды. Обыкновенных акций у группы только 31%.
Юристы уже неоднократно отмечали беспрецедентность позиции суда в этом споре: прежде суды не вмешивались в вопросы распределения прибыли открытых акционерных обществ.
Руководитель корпоративной практики юридической фирмы «Эберг, Степанов и партнеры» Андрей Боровков отмечает, что в иске Минимущества о признании недействительными сделок по передаче акций в офшоры может быть отказано: с 1 сентября 2013 г. вступили в силу изменения в ГК РФ, в соответствии с которыми такой иск вправе предъявить только стороны сделки или ФАС России. Минимущество же стороной сделки не являлось. Кроме того, если кипрские компании смогут доказать, что они контролируются г-ном Саввиди или структурами, связанными с ним, то появится еще один аргумент для отказа в иске.
Впрочем, будет отказано в иске или нет, уже неважно: г-н Боровков предположил, что, скорее всего, он был подан для того, чтобы добиться обеспечительных мер в том числе в виде запрета учитывать голоса офшоров на внеочередном собрании акционеров, что и было успешно осуществлено. По мнению юриста, даже если «ГРУППА АГРОКОМ» и связанные с ней структуры отстоят право на передачу акций в офшоры или добьются отмены обеспечительной меры, это не приведет к автоматической отмене решений внеочередного собрания акционеров от 10 января. «ГРУППЕ АГРОКОМ» нужно будет оспаривать его решения в суде, на это уйдет много времени, которого у компании уже нет: если в феврале арбитражный суд еще раз утвердит решение, обязывающее аэропорт выплатить дивиденды владельцам привилегированных акций, то оно вступит в силу и де-юре контроль над предприятием перейдет Минимуществу.
По мнению г-на Боровкова, вероятность того, что «ГРУППА АГРОКОМ» вернет себе контроль над предприятием, крайне мала, особенно если учитывать то, что в прошлом году похожее решение суда, обязавшее аэропорт выплатить дивиденды по итогам 9 месяцев 2012 года, устояло во всех инстанциях.
Как начался спор между Минимуществом и «ГРУППОЙ АГРОКОМ»
ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» не выплачивало дивиденды с 2003 года, и до 2013 года эта ситуация устраивала всех акционеров. Прежде вторым по размеру акционером предприятия было Росимущество, но в 2013 году оно передало свои акции на баланс Ростовской области. N неоднократно писал о том, что Ростовской области и ее партнеру — группе компаний «РЕНОВА» — сейчас важно получить контроль над ростовским аэропортом. «РЕНОВА» инвестирует в строительство аэропорта Южный в станице Грушевской. Для этого она создала СП «Ростоваэроинвест» с областным правительством. По информации N, согласно договору между инвестором и властями в уставный капитал СП должны быть переданы контрольный пакет акций ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» и аэродромный комплекс, который использует это предприятие. Ранее представитель «РЕНОВЫ» Андрей Шторх заявлял N, что компания хочет взять в управление старый аэропорт до момента запуска нового в станице Грушевской, чтобы перенести туда действующий бизнес. Есть и другой мотив, о котором говорят источники N: после переноса аэропорта инвестор сможет организовать жилищное строительство на территории ростовского аэродрома площадью почти 400 га (см. N, № 957). Купить контрольный пакет акций аэропорта у «РЕНОВЫ» не получилось: Иван Саввиди неоднократно заявлял о том, что не согласен продавать «РЕНОВЕ» свою долю по предлагаемой «ничтожной цене».